Золотая пальма для дядюшки Бунми

Фотосессии в кинодворце «Люмьер» запечатлевают победителей в самых разных комбинациях (Фото www.pravda.ru)

www.kommersant.ru, aif.ru, gtz.ru

«Дядюшки» из России и Украины остались в Каннах без кинопризов

Главную награду 63-го Каннского кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь», впервые в истории этого кинофорума получил тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакул. За фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», который необычен так же, как и имя его создателя. Гран-при, второй по значимости приз фестиваля, достался фильму Ксавье Бовуа «Про богов и людей». «Утомленные солнцем-2» не получили ни одной, даже второстепенной награды.

 

Берегите карму

Кинокритики еще до начала Каннского фестиваля прочили Апичатпонга Вирасетакула в лауреаты и советовали всем киноманам учить его непростое имя, потому что упомянуть его придется еще не раз.

Герой тайской лесной сказки «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», умирая, пытается прийти к согласию с тайнами мироздания. Ему помогают это сделать явившаяся с того света жена и сын, обретший облик черной обезьяны с горящими глазами-фонариками. В сопровождении близких герой отправляется в лесную пещеру, которая символизирует истоки всего сущего. Потом дядюшка попадает в тоталитарное будущее, фотографируется с группой хунвейбинов. По поводу своей кармы он замечает, что испортил ее, убив слишком много коммунистов, хотя и «с добрыми намерениями». Если все же попытаться сформулировать, о чем этот фильм, то скорее всего о движении времени. О том, как прошлое превращается в настоящее, но не уходит, а просто прячется, обретает невидимую форму, а режиссер делает его зримым.

- Это ни на что не похожее кино снял режиссер, которого считают открытием номер один мирового кинематографа нулевых годов, - пишет в «Ъ» кинокритик Андрей ПЛАХОВ.

Сам режиссер, выйдя за призом, признался, что очень нервничает, и рассказал, что все, происходившее на съемках фильма, было довольно сюрреалистичным. Приз он посвятил своим соотечественникам, тем более, что им сейчас приходится не сладко.

Лучшие актеры и фильмы

Гран-при Канн получил французский режиссер Ксавье Бовуа за фильм «Про богов и людей». Картина рассказывает реальную историю католических монахов, живущих в монастыре в Алжире и оказавшихся в центре исламского террора.

Сразу двое актеров получили приз за лучшую мужскую роль - испанец Хавьер Бардем и итальянец Элио Джермано. Бардем получил приз за роль в фильме «Красата» (его также переводят как «Прикрасно») режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Его называли самым вероятным претендентом на этот приз. Джермано, отвоевавший у Бардема половину триумфа, сыграл в фильме Даниэле Лукетти «Наша жизнь».

Лучшей актрисой конкурсной программы Канн признана француженка Жюльет Бинош. Она получила приз за роль в фильме «Заверенная копия» иранца Аббаса Киаростами.

- Какое удовольствие, какое удовольствие, какое удовольствие работать с тобой, Аббас, - поблагодарила Жюльет БИНОШ своего режиссера.

И напомнила зрителям об иранском режиссере Джахаре Панахи, который сейчас находится в тюрьме в Иране. О нем на фестивале вспоминают с самого открытия, и так же, как и в первый день, на сцене во время церемонии для него был оставлен пустой стул.

У Бинош есть теперь все главные награды, которые может получить актриса кино: в 1993 году она получила Кубок Вольпи в Венеции за роль в «Три цвета: Синий», в 1997 году - премию на Берлинском кинофестивале за роль второго плана в «Английском пациенте», в том же году - «Оскара» за этот же фильм.

Лучшим режиссером назван француз Матье Амальрик, представивший в конкурсе Канн фильм «Турне» о не слишком удачливом продюсере, который возит по Франции труппу американских стриптизерш-толстушек.

«Тарантино без юмора»

Всего в конкурсной программе Канн участвовало 19 картин. Украинскому фильму режиссера Сергея Лозницы, который можно назвать копродукцией Украины, Германии и Нидерландов, прочили приз для дебютантов «Золотая камера». Напомним, впервые за всю историю Каннского кинофестиваля в основной конкурсной программе был представлен украинский фильм. Он повествует о дальнобойщике, который сбился с трассы и забрел в российскую глубинку... 45-летний Лозница больше известен за рубежом, чем на родине, причем благодаря документальным фильмам. Картина «Счастье мое» стала для него дебютом в игровом кино. Но «Золотая камера» по решению жюри досталась мексиканскому режиссеру Майклу Ровэ за фильм «Високосный год».

Не только для дебютанта Лозицы, но и для мэтра Никиты Михалкова с его «Предстоянием» Канн не стал местом признания их кинематографических достижений. Картина Михалкова «Утомленные солнцем - 2» стала последним фильмом, показанным в рамках 63-го Каннского кинофестиваля. Задолго до подведения итогов фильм Михалкова получил однозначные и довольно резкие оценки западной прессы.

- Кажется, Михалков хотел снять что-то похожее одновременно на Феллини и Эйзенштейна, но у него вышел всего лишь Тарантино без юмора, - цитирует Wday немецкую газету «Франкфуртер Рундшау».

Основное недовольство публики, отмечает издание, вызвали натуралистические сцены массовых убийств. Кроме того, немалая часть упреков со стороны европейских журналистов касалась даже не художественных достоинств или недостатков «Утомленных», а личности их создателя. Западную прессу, в частности, не устраивают отношения Никиты Михалкова с коллегами, Союзом кинематографистов и даже российской властью.

- Никита Михалков всегда ухитрялся дружить с режимом. Он был близок к Борису Ельцину, а сейчас он стал пылким защитником Владимира Путина. Михалков нападает на молодых режиссеров, упрекая их в «антипатриотизме»; сам же он не скрывает своих монархических взглядов, - нападает на российского режиссера международное французское радио RFI.

Присягнувший прогрессу

Такой политизированный подход в Каннах не кажется странным.

- Каннский фестиваль со дня своего основания присягнул на верность не только искусству, но и политическому прогрессу, - замечает в «Ъ» Плахов, - потому принципиальным стало включение в программу фильма Рашида Бушареба «Вне закона» - художественной хроники кровавой борьбы за независимость Алжира. Благодаря этой картине (а также другой - «Про богов и людей») именно Алжир стал горячей точкой фестиваля.

События «Вне закона» разворачиваются на фоне войны за независимость Алжира в 1954-1992 годах и затрагивают эпизод, когда французские войска уничтожили пять тысяч алжирцев. Поскольку этот исторический факт достоверно не доказан, некоторые французские критики требовали запретить картину за искажение истории. Но речь все-таки о кинофестивале, на котором показали все: и Михалкова, и Бушареба, и «Ирландский маршрут» Лоуча - социальную драму о двух военных в отставке, подписавших контракт на службу в Ираке.

Вне конкурса

Кроме основного конкурса Каннский фестиваль всегда представляет богатую внеконкурсную программу. Самыми интересными в этом году считаются свежий голливудский экшн «Солт» с Анджелиной Джоли в главной роли, а также последние работы Оливера Стоуна, Отара Иоселиани, Мануэля ди Оливейры и Вуди Аллена. Аллену, к слову, также предлагали участвовать в конкурсе, но режиссер отказался.

Фильмом, открывшим фестиваль, стала историческая драма Ридли Скотта «Робин Гуд». Сам режиссер на премьеру приехать не смог из-за операции на колене. Зато по красной дорожке прошлись исполнители главных ролей Рассел Кроу и Кейт Бланшетт.



 

Подробности

«Золотая пальмовая ветвь» весом 118 г выполнена из золота. Основание ветви имеет форму человеческого сердца - фирменного знака знаменитой швейцарской ювелирной фирмы, которая и создает этот символ Каннского фестиваля. Ветвь состоит из 19 листьев, каждый из которых сделан вручную. Ее стоимость составляет около 20 тыс. евро. Ветвь прикреплена к кристаллу горного хрусталя весом в 1248 г в форме ограненного прямоугольника. Традиционно для каждого Каннского фестиваля производятся две идентичные пальмовые ветви на случай непредвиденных обстоятельств, включая потерю одного из призов или решения жюри вручить две высшие награды. С 2000 года существуют и мини-пальмы. Они вручаются лучшей актрисе и актеру фестиваля.