За Аральским морем вдогонку

Старые корабли еще помнят под килем воду Арала, а не песок

Евгений НАУМЕНКО ng@ng.kz

Бескрайние степи. Выжженная солнцем земля. 4 экипажа заядлых джиперов едут к уходящему морю

Однажды осенью случилось двум друзьям стоять перед картой Казахстана. «Да-а-а, - говорит один из них. - Везде я был, только здесь не довелось...» И показал на Аральское море. Так и зародилась идея покорить единственное море Родины. Нашли единомышленников, таких же обезбашенных заядлых джиперов, которых медом не корми - дай погонять по непроходимой местности, показать машинам, для чего они сделаны. И начались приготовления к грандиозной экспедиции - «Аральское море - непогасшая звезда».

Готовились очень основательно, дабы чего не забыть и вследствие не поплатиться за сию оплошность. С собой взяли внушительный запас продуктов (по подсчетам хватило бы дернуть и в кругосветку), топливо, компактные приспособления для комфортной жизни в пути, 3 GPS (спутниковая навигация), а также рассекреченные карты генштаба. Кстати, на этих картах зона Приаралья отмечена как непроходимая для колесного транспорта.

Наконец настал долгожданный день отправки. В намеченный день груженные под завязку машины и одиннадцать членов экипажей взяли курс из Костаная на Торгай. Сергей Чеповский, Александр Густов, Сергей Матковский, Сергей Данилейчук, Дмитрий Татаренко, Владимир и Владислав Невзоровы (отец и сын), Геннадий Мордань (турист из Германии), Виктор и Евгений Науменко (тоже отец и сын).

Немного о технике и цивилизации

В экспедицию снарядили 4 джипа, все японского производства с дизельными моторами. Машины подготовлены к боевым условиям и готовы в любую секунду задать перцу непроходимой местности. На «броненосцев» установили силовые бамперы, лебедки, багажники, шноркели, усиленные подвески, лифт-комплекты, без которых на тяжелом бездорожье делать нечего. На время путешествия понадобилось 2,5 тонны дизельного топлива на всех, поэтому важно было проложить маршрут через места цивилизации.

Кстати о цивилизации. Большинство населенных пунктов, отмеченных на карте как «живые», брошены из-за высыхания прилежащих к Аралу рек и озер. Картина ужасающая: заехать в мертвый поселок, где кругом останки человеческого бытия. Были и места, где жизнь сохранилась, но полноценной ее вряд ли можно назвать. Все построено из самана: дома, заборы, а вокруг горы песка, пара верблюдов... ну вот и все, пожалуй.

Жители на проезжающих реагируют бурно. Заезжие туристы для них - событие с большой буквы, тема для обсуждения на много лет вперед и - самое главное - годовая выручка тамошнему «супермаркету».

Здесь вообще живут бедно. Верхом зажиточной жизни в тех местах является спутниковая тарелка, машины «ГАЗ 66», «УАЗ», Других нет - они не выдерживают. Ну и мотоцикл марки «Иж».

Дорога и все живое

Таковыми на всем протяжении маршрута были 400 километров. Остальная поверхность земной коры, по которой мы передвигались, дорогой можно назвать с натяжкой. Она либо была, но очень плохая, либо ее не было вовсе. И приходилось прокладывать путь напрямик по навигации. В такие моменты, стараясь не попасть лязгающими на кочках челюстями по кончику языка, чувствуешь себя в какой-то мере Христофором Колумбом.

Степь кишит живым. Соколы, орлы, беркуты, сурки, суслики, лисы, волки, козлы, черепахи, змеи - список можно продолжать. Сайгаки и кабаны - отдельная история. Движущиеся стадами, они походят на лавину, сносящую все на своем пути. Верблюжья колючка так и норовит «забежать» под машину и забиться там в укромное место. Могучий саксаул то и дело заграждает проезд.

О верблюдах. Удивительные животные, дни проводят под палящим солнцем, тщательно пережевывая колючку, и неделями ничем ее не запивают. Не зря их назвали кораблями пустыни, издалека именно так они и выглядят. А вот насчет того, что они плюются, врут злые языки. Ни разу не видели. Если быть очень назойливым, то животное чихнет. Ну обрызгает, естественно. Ненароком.

Собственно море

Долгожданное появилось на четвертый день экспедиции. Участники экспедиции слегка впали в детство и при первой же возможности все участники ринулись растворяться в морской пучине. Хотя насчет пучины, это так, дань красивому слову. Вода - приятная, теплая, но глубину можно найти только на катере, а так как в большой луже.

Собственно сейчас существует два моря: Большой Арал и Малый. По бывшим берегам Малого лежат отложения соли толщиной около пяти сантиметров, но вода в самом море пресная. Возможно, это из-за того, что туда впадает Сырдарья. Между этими морями можно проехать по плотине, которую построили для восстановления Малого Арала. Плотина действительно помогла, в этом мы убедились воочию, на берега, где долгое время лежали солончаки с редкой растительностью, море стало наступать!

Большой Арал - с очень соленой водой, во многих местах с береговыми высотными сбросами до 30 метров. А урез воды - с илистым солончаковым грунтом. Пляжами эти берега вряд ли можно назвать. Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, что абсолютно нереально, то прежний уровень воды в нем восстановится не ранее чем через 200 лет.

Корабли

Они там повсюду, и тамошние жители активно пользуются этими чудесами в хозяйстве. Всегда пригодится несколько десятков тонн запасных железяк. Большие и маленькие, грузовые баржи и наливники, маневровые катера и другие водоплавающие посудины. Свое они уже отплавали. Сейчас это груды металлолома, которые либо ржавеют, либо пилятся повсеместно и растаскиваются по прилежащим поселениям. Местным жителям, судя по количеству памятников моря, работы хватит еще лет на 20. Мы безумно рады, что успели насладиться этим непередаваемым зрелищем.

После просмотра кораблей наша группа активно принялась искать пути подъезда к неизведанной части моря - Большому Аралу таковых не оказалось - решили напрямик! Отправили на разведку «Сайгака» (так называется ведомая машина в нашей колонне), не добравшись около километра до цели, машина села на «брюхо». После чего «замыкающий» поспешил на помощь по отложениям ракушечника, но и его постигла та же участь. Понадобилось полдня, чтобы извлечь железных коней из солончакового плена, и это при том, что техническая подготовка для таких случаев была на высшем уровне.

Барханы

Трудно представить, как ветер ваяет такие чудесные песочные горы. Смотришь на них и кажется, время остановилось. Но не всегда эти самые чудеса встречали нас дружелюбно, они бывали одновременно и текучими, и твердыми, и жидкими. И едется по ним всегда по-разному. Прилипнуть к песку можно в одну секунду и надолго, если просчитаешься в траектории движения. И все-таки путешествие в глубины родины того стоило.

Справка

Протяженность маршрута по Казахстану составила около 2600 км, почти 2200 из них по бездорожью, по удивительным и таинственным степям. Общее время в пути - 8 дней.