Зуд либерализма

Депутаты Сената Парламента РК на прошлой неделе встретились с членами  правительства. Среди вопросов, которые сенаторы задали министрам, был и такой: почему цены на бензин не падают вслед за снижением стоимости нефти на мировом рынке? Дескать, американские бензиновые «короли» отреагировали сразу же, а наши снизили на 2-3 тенге и на том остановились. Хотя нефть за последнее время подешевела примерно на треть.

Отвечая на вопрос, первый вице-премьер Умирзак ШУКЕЕВ заявил, что казахстанские НПЗ работают в рыночных условиях и ждать от них снижения цены своей продукции сразу же после удешевления нефти на сырьевых биржах не приходится. «По понятным причинам», - так предельно «понятно» вице-премьер объяснил поведение отечественных производителей ГСМ. Очевидно, г-н Шукеев имел в виду экономический интерес, который в условиях свободных рыночных отношений определяет поведение всех участников торговых сделок. То есть, если по сегодняшней цене бензин на внутреннем рынке Казахстана покупают, тогда только круглый идиот может пойти на удешевление этого товара и отказаться от возможности получить дополнительную прибыль.

Однако есть тут одна очень существенная деталь. Судя по публикациям в прессе, все три НПЗ в Казахстане национализированы, а значит, они работают под контролем государства. Если это действительно так, тогда почему правительство не может «сбросить» цены на бензин своим волевым действием? Ведь следом можно будет пересмотреть в сторону снижения тарифы на проезд в общественном транспорте и на коммунальные услуги? Потому как их размеры тоже в руках государства. Или оно привыкло только повышать тарифы? Впрочем, в данном случае их можно было бы и не снижать, а лишь воздержаться от увеличения, которое проводится в последнее время.

Наверное, такого рода предложения для членов правительства, приученных мыслить только категориями макроэкономики, покажутся мелочевкой, недостойной их внимания. Тогда объясните простым гражданам, для чего вы некоторые предприятия до сих пор держите в государственной собственности, если до сих пор  не научились управлять ими в интересах общества? Например, и сейчас не решен  вопрос нормального финансирования технической реконструкции коммунальных предприятий. Главная ставка по-прежнему делается на доходы от платы потребителей за полученные услуги, что поставило коммунальные службы на грань уничтожения. Не могут «дать ума» и национальным компаниям. Достаточно вспомнить железнодорожников, которые до сих пор неспособны обеспечить себя даже пассажирскими вагонами.

Для чего государство скупило акции НПЗ, если не может напрямую повлиять на цену выпускаемого ими бензина? Уж не для того ли, чтобы, поддерживая сейчас высокую отпускную цену на их продукцию, получить сверхприбыль, провести за счет этого реконструкцию, а потом опять продать частным лицам? 

Или наши высокопоставленные «рыночники» никак не могут избавиться от зуда либерализма? Несмотря на то, что сегодня именно он поверг весь мир в разрушительный финансовый кризис, а власти всех развитых стран, забыв о святых принципах капиталистической экономики, направили на ее выручку миллиардные средства из бюджета.