Юрий БОНДАРЕНКО: Вот так рынок!

«Если бы у нас был реальный рынок, какие неустойки кабельные каналы должны были выплатить телезрителям»
18 марта 2020, 09:00 |  Мнения

Немалая часть костанайцев взбудоражена. В Интернете плещут волны недоумения и возмущения. Из-за чего же? Казалось бы, из-за сравнительной мелочи: «Алма-ТВ», впрочем, уже не первый раз, убрало из своего пакета очередные каналы. На этот раз «Первый», «Дом кино»…

Я лично не ахти какой телеман. Да и от многого из того, что показывают на «Первом», далеко не в восторге. Но если уж мы столько лет долдоним о рынке, то давайте, хотя бы ради приличия, не забывать о нем. Ведь рынок подразумевает развитие сферы услуг. Услуги же все чаще сопряжены с предоплатой. Многие, как и я, чтобы не заморачиваться, оплачивают услуги кабельного телевидения (да и не только его) на месяцы вперед. Но мы же оплачиваем конкретные услуги, основанные на обещании предоставлять нам возможность смотреть именно то, что оплачено.

Представьте, что специальному тренеру оплачивают обучение игре в шахматы, а он учит игре в преферанс. Или репетитору закажут обучение английскому, а его будут учить китайскому. Я ничего не имею против преферанса и китайского, либо какого-то иного языка. Но оплачено-то не это. То же самое и в любом магазине, кафе и т. д. Если вам по цене уже оплаченного бесбармака приносят яичницу, вы вправе потребовать свои деньги назад.

Только представьте - если бы у нас был реальный рынок, какие неустойки кабельные каналы должны были выплатить телезрителям в таких ситуациях! А все отговорки - мол, кто-то с кем-то не может договориться, просто несерьезны. Уж если вы, как поставщик услуг, обещали такой-то товар и такие-то услуги, то ваше дело - выполнять обещанное. А уж, как вы будете это делать – ваши проблемы.

К тому же и с точки зрения собственно бизнеса подобные фокусы выглядят ущербно. Есть же и другие кабельные сети. Есть Интернет… И те, кто, казалось бы, должен делать все, чтобы сражаться за потребителя, учитывать его интересы и пожелания, сами рубят сук, на котором сидят.

А ведь есть и еще одна грань этой, казалось бы, мелочи в подвижном мире роста тарифов, цен и числа чиновничьих циркуляров. Хотим мы того или нет, а мир глобализуется, что одновременно усиливает тягу к тому, к чему уже успели привязаться. И особенно для тех, у кого и телевизоры-то постарее, и ноутбуков нет, сохранение привычных каналов, субъективно, чисто психологически – это составляющая чувства стабильности в таком неустойчивом мире. Поэтому-то и такие частные вроде бы кульбиты нашего якобы рынка наносят, как мне думается, серьезнейшие удары не просто по расширенному информационному пространству, а и по самому мироощущению. Психологически мир сужается. То, что столько лет было для кого-то привычным, сросшимся с обыденной жизнью, почти родным, вдруг исчезает. И возникает вакуум, который не так-то просто заполнить.

Горький парадокс: в год, когда мы заслуженно и с любовью вспоминаем Абая, отчаянно призывавшего к сближению культур и народов, на практике сталкиваемся с такого вот рода несуразными примерами разрыва нитей, связующих нас с ближайшими соседями.