Форум
Георгий ГОВОРОВ
Что показали итоги проверки пищеблока школы-интерната "Озат" в Костанае?
Victor Yang: общепитом в школе занимаются предприниматели? Нет, именно в этой школе в отличии от других работники столовой нанимаются директором.
06.12.19 14:19
Victor Yang
Художник вышел к посольству Украины «просить прощения за слова Токаева»
Kairat stayer: В любом случае в Европе лучше, половина или не половина никто не считал. Это как сказать. На поверхности - да, лучше. А что будет происходить при экономической интеграции?...
06.12.19 14:15
Тот самый
Видео и фото с места страшного лобового столкновения на трассе под Аркалыком прислали читатели "НГ"
Да уж, соболезнования родным погибших. В таких случаях надо моргать дальним водителю грузовой. Возможно он опытный и подскажет поворотниками безопасно или нет выходить на обгон, заодно заметит тебя...
06.12.19 14:12
Vit
Флуд и оффтопик (часть 4)
Абайка, продай мне свою аву котяры. Прикольная тема. Я вот сижу думаю че к новому году замутить..
06.12.19 14:10
drakon
Художник вышел к посольству Украины «просить прощения за слова Токаева»
alex_60: его убили фашисты,общеизвестный факт фашизм,это то, чем вы тут занимаетесь, уже на 10 страницах... 8-)
06.12.19 14:07
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Рукотворчество в смешанной технике - выставка «Екатеринбург-Костанай. Транзит» открылась в Костанае

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

3 августа 2019, 08:35 |  Культура

Не первом этаже картинной галереи разместили 50 прикладных работ студентов Уральского государственного архитектурно-художественного университета: гобелены, батики, эмаль и интерьерные игрушки.

Большую часть работ на выставке представляли гобелены и батики

Прикладное творчество интересно тем, что, в отличие от живописи, оно гораздо ближе простому, неискушенному в высоком искусстве человеку. Грубо говоря, ближе к телу. Не только потому, что от прикладных работ исходят некие волны тепла и натуральности, но еще и в буквальном смысле - их можно ощутить тактильно, прикоснувшись руками. Особенно это касается представленных на выставке гобеленов и панно. Сделаны они по-разному. Есть вытканные сплошным плотным полотном, то есть классика. Оригинально смотрятся гобелены, где на некоторых участках изделия нити основы не перекрываются нитями утка и этот фрагмент получается сквозным. При изготовлении некоторых полотен использовались палочки, изделия из эмали.

Юлия Журавлева. «Путешествие на двоих». Гобелен

Яркие волокна сизаля добавляют гобеленам эффектности

Эффектно смотрятся гобелены, в которые, помимо привычных шерсти и льна, вплетены волокна сизаля. Сизаль - очень прочное и жесткое волокно, добываемое из листьев агавы. Когда-то из него делали прочную техническую ткань, шпагат, канаты для швартовки судов. В швартовочных канатах, как и в прочих изделиях, сизаль нынче вытеснен более прочной синтетикой, но его производство, хоть и сокращается стремительно, пока не умерло - именно благодаря использованию в творчестве. С ним стали работать художники-прикладники и хэндмейдеры-самоучки. Свойство сизалевого волокна принимать в свою внутреннюю структуру красители особенно ценно для прикладников. Сейчас можно найти готовое окрашенное волокно сизаля самых разных цветов и оттенков - от нежных природных до чумовых кислотных.

Ирина Шишлова. «Стиляги». Гобелен

Авторы представленных на выставке гобеленов применяют сизаль самым удачным образом. Его жесткие яркие вихры выглядывают из-за пухленьких шерстяных нитей как дерзкий озорник из-за рядов прилежных учеников на школьной фотографии. Первое желание - потрогать. Второе - всмотреться в структуру работы, понять, как соткан именно этот фрагмент, сколько узелков пришлось сделать автору. А для этого можно чуть-чуть отогнуть край свободно висящего гобелена и изучить его изнанку.

Евгения Минибаева. «Звездочет». Гобелен

Некоторые гобелены, помимо сочетания различных нитей и волокон, включают фрагменты фелтинга и плетения из тесьмы. Это говорит не только о том, что авторы владеют широким спектром техник - от ткачества до войлоковаляния, но и том, как развитое художественное мышление позволяет им органично сплавлять все это в одной работе.

Представленные на выставке батики выполнены как в горячей, так и в холодной технике. Есть среди них очень большие работы, высота некоторых полотен - практически от потолка до пола. Есть диптихи и триптих - то есть, изучая сюжет произведения, надо непременно связывать в уме все его части, чтобы получить целостное представление о замысле автора.

Александра Боровских. «Деревня» (диптих). Холодный батик

Чтобы сделать батик, надо погрузиться в работу надолго, быть аккуратным, последовательным и вдумчивым. Особенно трудоемко изготовление горячего батика. Начинается все с эскиза, который подбирается с учетом количества слоев, поведения воска и красок на ткани. Затем надо подготовить ткань: декатировать ее, то есть постирать, чтобы дала усадку; обезжирить, иначе рисунок местами «поедет»; натянуть на подрамник крайне аккуратно и ровно. Потом перенести эскиз на ткань и начинать собственно творить. Сначала контуры рисунка наносятся нагретым воском, им же резервируются участки, которые должны остаться неокрашенными в на этом этапе. Затем на свободные от воска участки ткани наносится краска. Потом работа высушивается, снимается слой воска с тех участков, которые должны окраситься уже в другой цвет, тогда как уже окрашенные резервируются воском, чтобы не окраситься снова. И так этап за этапом, пока не будет выполнено все полотно. Чем больше цветов используется, тем больше времени требуется на выполнение работы. И это грубое описание процесса, без вникания в мелкие детали. Когда зритель любуется готовым результатом, он не всегда подозревает, какой труд стоит за этой видимой легкостью и воздушностью.

Анна Матияш. «Нганасаны. Сотворение мира» (часть триптиха). Горячий батик

В стеклянных витринах выставочного зала разместили самые небольшие, но самые трудоемкие по способу изготовления работы. Это сюжеты, выполненные в технике горячей эмали. Чтобы пройти весь путь от эскиза до готового изделия, автору требуется ангельское (или дьявольское?) терпение. Сначала нужно «отжечь» медную пластину, на которой делается рисунок. «Отжигание» - аналог процесса декатировки ткани перед изготовлением батика - обязательный этап подготовки. Потом требуется выполнить «слесарную» работу - тщательно зашкурить медь. Если эмаль в порошке, нужно развести ее водой и тщательно перемешать до густоты сметаны. А если она продается в плитках, еще и предстоит растереть ее в ступке. Затем последовательно наносятся слои эмали от первого - прозрачного (подложки рисунка), до самого заключительного. Как и в горячем батике, чем больше цветов и слоев, тем больше времени уходит на работу, потому что каждый слой обжигается в муфельной печи отдельно. И при нанесении каждого слоя надо следить, чтобы в эмали не осталось ни одного пузырька воздуха, иначе при обжиге вся работа будет безнадежно испорчена.

Лучана Соколова. «Друзья». Горячая эмаль

Бесконечно милые сшитые из ткани и набитые мягким наполнителем изделия, так называемые интерьерные игрушки, может, и не требуют такого сложного технического подхода, но тщательность их выполнения и сюжетные находки авторов вызывают искреннее восхищение.

Елизавета Круценко. «Фокус с кроликом»

Эта выставка будет любопытна для любого зрителя, чьи интересы выходят за пределы обыденности. Но особо притягательной она должна стать для тех, кто сам не чужд всяческоому рукотворчеству, пусть и самодеятельному, домашнему. Ведь в этом деле для развития очень нужна «насмотренность». Чем больше чужих работ видишь, тем больше возникает идей и тем больше приемов и материалов хочется применить, а может, и нащупать свои ходы.

- Спасибо екатеринбургжцам за такой замечательный транзит прикладного искусства, - сказала на открытии выставки член союза художников РК Светлана ШАЛУНОВА,. – Я обязательно приведу на выставку своих учеников, чтобы они насыщались идеями и эмоциями. Эта выставка еще раз напоминает о том, что нашим, костанайским прикладникам нужна своя галерея, где выставлялись бы их работы.

Алина Нусратова. «Ветреный день». Горячая эмаль

Конечно, было бы прекрасно, если бы мечта Светланы Ивановны реализовалась. Но, реалии с мечтами часто спорят. Может, и нет у города такой возможности - выделить отдельный выставочный зал прикладникам, но проводить такого рода выставки нужно чаще.

Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ


Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последнему номеру газеты



Последние новости

Комментарии к новости
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.



Авторизация

 

Вопрос недели
Президент РК подписал поправки в законодательство об установлении персональной ответственности политических госслужащих в случае осуждения за коррупцию их подчиненных. К каким последствиям может привести это нововведение?
В Казахстане будет одержана победа над системной коррупцией.
Начальники станут давать взятки судьям, чтобы те оправдали их подчиненных.
Престижность работы на государственной службе заметно снизится.
Эти поправки повысят рейтинг президента, но на борьбу с коррупцией не повлияют.
 
Сейчас на сайте
Гостей: 181
Пользователей: 2
Всего: 183

Вы гость здесь
^ Наверх