Костанайская улица будет первой в стране, сделанной по американской технологии

Брать пробы на ул. Мауленова приезжал американский инженер Джим Джозеф / фото: terracrete.net

Ольга ЛИХОГРАЙ

3 июля 2013, 19:33 |  Общество

Состояние улицы Мауленова в этом году стала самой обсуждаемой темой как среди горожан, так и среди чиновников. Как выяснила «НГ», разбитая дорога станет полигоном для проверки новой технологии.

19 июня в редакцию пришел официальный ответ из отдела ЖКХ акимата Костаная, в котором сообщается, что в связи с загруженностью подрядных организаций «не представляется возможным приступить к ремонту асфальтобетонного полотна по ул. Мауленова».

- В прошлом году ремонтом этой улицы занимались ТОО «АБЗ плюс» и ТОО «Вескор», - уточнил и. о. руководителя отдела ЖКХ Сактаган МУСТАФИН. - Был выполнен ямочный ремонт на сумму 3 834 320 тенге. Асфальтобетонное полотно разрушено в связи с загруженностью улиц большегрузным транспортом. В настоящая время устанавливается подрядная организация, которая будет выполнять текущий ремонт Мауленова.

О намерении испытать на Мауленова новую технологию рассказал 22 июня аким Костаная Гауез НУРМУХАМБЕТОВ во время объезда ремонтируемых дорог:

- Мы исследовали улицу. Оказалось, что под ней находится гумус, на котором асфальт любого качества будет разрушаться. В этом году мы хотим применить тут технологии Башкортостана - сделать специальное покрытие высотой 35 см для стабилизации грунта. Если эксперимент окажется удачным, ул. Мауленова заасфальтируем, а технологию будем применять и на других улицах.

- То есть в этом году будет сделано только специальное покрытие на ул. Мауленова, цель - сделать ровную проезжую часть, - сразу пояснил аким области Нуралы САДУАКАСОВ. - Заасфальтирована улица в этом году не будет. Сначала нужно проверить технологию.


Сейчас на ул. Мауленова можно увидеть специальную, но неработающую технику

Технология американская. По дороге пускают специальную машину - ресайклер, которая крошит основание в мелкую крошку. К этой крошке подмешивается жидкий полимер, изготовленный на заводе в Техасе, затем идет грейдер, разравнивающий проезжую часть. За ним - кулачковый каток, уплотняющий основание на 95%, и только потом обычный каток. Технологию уже применяли в Башкортостане, где тоже собираются строить завод по изготовлению полимера.

- В Уфе мы на опытном участке длиной 150 м сделали асфальт по американским технологиям, - сообщил «НГ» по телефону помощник руководителя аппарата правительства Башкортостана Радий МИНИХАНОВ. - Улица эта очень интенсивная, по ней ходят большегрузные автомобили весом до 40 тонн. Год мы мониторили движение по этой улице и поняли, что технология отлично себя зарекомендовала.

Вся необходимая техника для такого ремонта в Костанае есть.

- На ул. Мауленова собираются сверху еще положить 3-4 см асфальта, - отметил Миниханов. - Под основанием улицы действительно обнаружено 8% гумуса - плодородного слоя, который не выдержит никакой асфальт. По СНиПам доля гумуса допускается до 3%. Но еще в советское время превышение гумуса не учли, с тех пор улица постоянно «плыла». Мы ставили на вашей улице лабораторную машину, взяли 14 проб, которые выдерживали 10 дней, чтобы определить, какой лучше использовать полимер.

Название полимера, который применят в Костанае, терракрит-3 (Р-5341). Он уже доставлен самолетом из Техаса в Башкортостан. Дело - за финансированием, которое обещали костанайские чиновники.

В Башкортостане ремонт 1 км шириной 6 м с помощью полимеров без асфальтирования обошелся в 4 млн рублей, а реконструкция - примерно в 7 млн (35 млн тенге). Для сравнения: на реконструкцию участка длиной 3 км на ул. Герцена в Костанае потратят 2 млрд 120 млн тенге, то есть за 1 км - более 700 млн. Найдутся ли деньги на ремонт по новым технологиям, пока вопрос. Но представители компании «Терракрит» заявили, что приступят к ремонту Мауленова через две недели.

 

В начале этой недели на ул. Мауленова сняли слой асфальта

Фото Николая СОЛОВЬЕВА