Костанайские предприниматели разбираются в правилах размещения рекламы на транспорте

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

3 января 2013, 14:08 |  Общество

Пока лавины проверок на дорогах по поводу рекламы на борту автомашин нет. Но случается, да и задают гаишники неудобные вопросы водителям по этому поводу. Чтобы завтра не возникло патовой ситуации, мы и решили по нескольким обращениям в АСПреДКО сегодня изучить ситуацию. Она оказалась весьма запутанной.

Неясное положение

Едет себе по городским улицам грузовичок какого-то предприятия, продукцию по магазинам развозит, а попутно несет на борту рекламу и этой самой продукции, и предприятия-изготовителя. Знакомо? Знакомо. И вдруг такое авто останавливает сотрудник дорожной полиции, начинает спрашивать водителя про 40% каких-то от площади машины, про окраску, про надписи. Водитель натурально не понимает, в чем дело. Машина принадлежит фирме, то есть частная. И воля фирмы, что и сколько на ней писать, лишь бы цензурное. Или дело не так обстоит?

Чтобы прояснить вопрос, мы официально обратились в управление дорожной полиции ДВД. Дали в обращении свое видение проблемы, которое сформировали, опираясь на действующее законодательство РК. Ответ получили достаточно скоро, но по большому счету до конца вопрос прояснить и не удалось.

Общий смысл позиции местной ГАИ таков: да, Законы РК никак не регулируют вопрос размещения рекламы на автотранспортных средствах (АТС), но на этот счет у нас якобы действуют «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», утвержденные правительством РК № 1650 от 25.11.1997 года. Старенький документик, прямо скажем. Действующий ли на сей день? С тех пор столько воды утекло, что вряд ли он сейчас имеет силу, преимущественную перед новыми нормативными правовыми актами РК.

С другой стороны, именно там, кроме всего прочего, якобы указано, что участники дорожного движения во всех случаях обязаны следовать соответствующим стандартам по технической эксплуатации, где главным для понимания ситуации дорожная полиция считает слово «стандарты», а не законы.

Здесь же приводится ссылка на приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК № 480-од от 19.09.2009 года, которым на территории РК вводится в действие некий межгосударственный стандарт - ГОСТ 31306-2005 под названием: «Автомобильные транспортные средства. Нанесение рекламы на наружные поверхности. Общие требования». Этот документ можно при желании найти в Интернете и ознакомиться подробно с его содержанием. Вот как раз там якобы и указано в п. 4.8., что реклама на АТС не должна занимать более 40% площади поверхности автомашины, чтобы не был закрыт официальный цвет машины, указанный в технических документах. Там же в п. 4.7. сказано, что если для рекламы требуется перекраска, то тогда это необходимо перерегистрировать в документах на АТС. Вот тут сразу вопрос: а если это требуется по нескольку раз в месяц для рекламной кампании, то что, каждый раз перерегистрация? А если речь вообще идет об автомобиле, предназначенном именно для рекламы, трансформирующейся и постоянно меняющейся по всем параметрам?

Когда СНГ был, а ТС не было

Да, здесь еще вот какая закавыка. Мы попробовали найти в Интернете на официальных сайтах этот самый межгосударственный ГОСТ и пока получаем ответ: не введен в действие на территории Таможенного союза!

Местные наши спецы по линии стандартизации и метрологии указывают, что этот ГОСТ разрабатывался Казахстаном, к нему якобы просто присоединились (как, когда, каким образом?) Узбекистан, Киргизия, Молдова, Украина, Армения, Азербайджан, но Россия этот ГОСТ не подписала и не признает. Так что вопрос открыт, и на этот ГОСТ ссылаться преждевременно, господа из дорожной полиции. И вообще там все туманно и неопределенно. Когда этот ГОСТ вводился, СНГ был, а Таможенного союза не было и в помине, и в проекте. Сейчас совершенно иная ситуация. А если к нам заедет из России, например, или вообще из дальнего зарубежья фура, вся в рекламе, что по их законам нормально, то как быть? Ему что, переделывать все документы «на рекламу» под Казахстан? А при выезде снова переделывать под свою страну, где его, такого «казахстанского», не поймут? Ведь по новостным программам мы видим, как там (на Западе, в цивилизованных странах) рекламные машины вообще все, как говорится, с ног до головы в рекламе, да еще закамуфлированы под что-то рекламное так, что и заводскую марку машины не видать и не определить. И что? Если такая въедет к нам по коммерческим предпринимательским делам, то ее «заарестуют»? Или вообще только на этом основании не впустят в страну? Это же дикость! К тому же нормы международного права, как известно, в каждой стране превыше местных. Не так ли?

Вопросы без ответов

Вообще-то, запрашивая мнение дорожной полиции, так сказать, для практического применения водителями и рекламщиками, мы просили и ответ дать именно с чисто практической точки зрения. Простой и ясный, как памятка. Увы, этого не получилось. По-видимому, в дорожной полиции и сами толком этого вопроса не знают, поэтому просто отсылают нас к положениям и приказам. Дескать, ищите, читайте сами и понимайте, как хотите, а мы понимаем на дороге так, как понимаем.

Кстати сказать, приказ Министерства индустрии РК на счет введения межгосударственного ГОСТа, для третьих, частных лиц - не приказ вовсе. Опять же и именно по Закону РК «О государственном контроле и надзоре в РК» 2011 года, которым действия частных предпринимателей, в т. ч. и по порядку размещения рекламы, проверяются уполномоченными органами только на соответствие Законам РК, постановлениям правительства РК и Указам президента РК, а не приказам очередного министра. Об этом же говорит и ч. 3, ст. 33 Закона РК «О частном предпринимательстве».

Мы задавали много предельно конкретных вопросов, но не получили на них ответов: если нельзя занимать рекламой ни задние, ни передние, ни боковые поверхности АТС, то где же тогда можно? Где именно на машине расположены эти 40% площади АТС? Если в техпаспорте АТС цвет прописан кратко в одной графе, то при изменении рекламного цвета, что, надо весь техпаспорт каждый раз менять? Какой именно уполномоченный орган этим занимается? Дорожная полиция? Органы транспортного контроля? Кто именно и на каком основании вообще контролирует этот вопрос на дорогах? Дорожная полиция? Транспортная инспекция? Каким образом на дороге можно достоверно оценить: больше 40% поверхности АТС занято рекламой или меньше? Кто и как это может делать? Способен ли вообще сержант с полосатой палочкой и, может быть, радаром прямо на дороге решать вопрос о рекламе со всеми ее прибамбасами?

Вот ведь сколько вопросов возникает, и на все без исключения надо иметь четкий, ясный и законом обоснованный ответ, чтобы избегать ненужных никому конфликтов на дороге. А если четких и ясных, основанных на законе, ответов нет, то нечего пока и лезть в этот вопрос на дороге, пытаясь изображать из себя ревнителей закона. В данном случае «О рекламе». Может быть, руководство дорожной полиции само и прямо в газету даст полные, точные, основанные на законе, разъяснения по данному вопросу? По пунктам, как памятку для водителей в дорогу. А водители-рекламщики вырежут эту публикацию и будут возить с собой для предъявления в случаях необходимости.