Евгений ШИБАРШИН: «Отжать» посредников

«До кого-то дошло, что коммивояжеры в энергосистеме страны – экономический нонсенс»
11 апреля 2017, 14:05 |  Мнения

Казахстанские парламентарии после того, как им повысили зарплату, решили подумать и об избирателях. Не в смысле приумножения их доходов на те же 30-50%, что сами получили. С переходом к обществу тотальной предприимчивости государство обещало давать гражданам только «удочку». Так что депутатам, оказавшимся в упряжке государственной колесницы, нет никакой возможности искать для «рыбаков» наживку и удачные места ловли.

Остается одно – если доходы повысить нельзя, то хотя бы расходы уменьшить. И тут подвернулся удобный случай - правительство представило мажилису законопроект по вопросам электроэнергетики.

5 апреля при обсуждении этого документа на пленарном заседании председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН сообщил, что законопроект призван решить две задачи: укрупнить энергопередающие организации и снизить тарифы на электроэнергию для населения.

- Следует откровенно и прямо сказать, что первоначальный вариант законопроекта не содержал эффективного механизма выполнения данной задачи. Решалась только задача объединения 27 государственных РЭКов (региональных электросетевых компаний – Е. Ш.), - признался он. - Если в период между первым и вторым чтениями у нас будет такое же конструктивное взаимодействие с разработчиками, с участвующими госорганами, общественными организациями, то, я думаю, мы получим качественно доработанный законопроект, в котором выполняется простое правило – чем меньше посредников, тем ниже тариф. Чем меньше посредников, тем лучше для населения. Формула простая.

О каких посредниках идет речь, спикер на уточнил. Очевидно, имелись в виду частные энергоснабжающие структуры, которые ничего за душой не имеют, кроме лицензии на право покупать электроэнергию в национальной энергосети и продавать ее организациям, доставляющим электричество потребителям.

Какая доля расходов на подкормку этих трутней рыночной экономики заложена в тарифах, огласке пока не предано. Но даже если она не так велика, очищение от нее расчетов реальной стоимости электроэнергии хотя бы оздоровит сам механизм формирования тарифов.

Непонятно только одно: почему понадобилось столько лет, чтобы в верхних эшелонах власти до кого-то дошло, что коммивояжеры в энергосистеме страны – это экономический нонсенс? Или все дело в том, что людей, которые стоят за этими посредническими конторами, удалили от властных коридоров?

Революцию в этой сфере устраивать не собираются. Компаниям–посредникам решили установить лишь более жесткие квалификационные требования. Если работать станет невыгодно, они скончаются естественной смертью.

- Зачастую данные предприятия не обладают ни квалифицированными кадрами, ни необходимым оборудованием для должного обслуживания сетей, - заявил министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ. - Законопроектом предлагается передать их сети под управление региональных энергокомпаний. В результате реализации нормы планируется, что к 2019 году число энергопередающих организаций сократится на 27 единиц со 160-ти, имеющихся сегодня.

Занялись бы еще посредниками на бензиновом рынке. Или тоже кого-то нужно удалить из властных кабинетов?