ИВАНОВ: Ярмарки краски

"В среде наивных потребителей продолжает жить легенда о капиталистических альтруистах Чипе и Дейле"
16 декабря 2016, 09:39 |  Мнения

Древнеримский поэт-сатирик Ювенал ввел в обиход выражение "Хлеба и зрелищ", которое весьма нелестно характеризовало не только римский народ, но и политику государственных деятелей по принятию так называемых "хлебных законов", субсидирующих покупку зерна определенным категориям граждан или даже раздающих его бесплатно. Эти законы вкупе с проводимыми зрелищными мероприятиями позволяли правителям сдерживать мятежные настроения и повышать лояльность плебса к власти.

Костанайские ярмарки хоть и далеки от бесплатной раздачи яиц, но отнюдь не лишены зрелищности. В условиях вынужденной безработицы и пенсионной незанятости у электората появляется шанс псевдозаработка, атрибутами которого являются привычные затраты времени, сил и аналог зарплаты в виде мнимой экономии семейного бюджета. Если добавить психологический эффект охотничьего азарта, присущий добытчикам на уровне инстинкта, и уверенность победителя, преодолевшего ярмарочный огонь, воду и медные трубы, то временное самоуспокоение от удачно реализованной возможности будет обеспечено.

В этом и кроется секрет ярмарочных фокусов. Помните критику очередей за молоком в советское время? Тогда молоко еще скисало и требовалось продать его быстро и без остатка, поэтому завозили чуть меньше нужного количества, создавая искусственный ажиотаж. Этим нехитрым приемом пользуются устроители местных ярмарок, объявляя заранее об ограниченных объемах и снижении "рыночных" цен. Хотя цена товара должна зависеть от многих факторов. В случае с тем же яйцом не только производитель, но и размер имеет значение, не говоря о свежести. Поэтому снижение цен может оказаться банальной профанацией в результате торговых махинаций.

Но в среде наивных потребителей продолжает жить легенда о капиталистических альтруистах Чипе и Дейле, спешащих на помощь, чтобы сохранить денежки в кошельках клиентов. На самом деле, этими ярмарками специально раскачивают цены и ценовую политику. Производителю даже выгодно поставить на ярмарку товар немного дешевле, потому что завтра тот же товар пойдет в магазины по завышенной цене, а на следующей ярмарке цена опять будет ниже, чем в магазинах, но выше, чем на прошлой ярмарке. Однако добытчиков это уже не будет волновать, ведь начался  новый оборот колеса цен и выгода опять налицо.

Кроме того, ярмарки мешают нормальному функционированию предприятий городской торговой сети, работающих по принципам планирования закупок и продаж, которые нарушаются вторжением в процесс неопределенного фактора. Тем обиднее, что организация этих распродаж оплачивается в том числе и налогами страдающей стороны.

Со времени принятия первого римского хлебного закона прошло больше 2 000 лет. Однако и сегодня, в эпоху потребления, заигрывания с электоратом так же ограничены продовольствием, хотя вполне назрели новые ярмарки: лекарств, жилья, детсадов, комуслуг и прочей тематики. Многие ярмарки можно было проводить абсолютно для всех граждан, без затрат на организацию, простым росчерком пера и короткой заметкой в новостях: "Вчера проведена ярмарка электроэнергии, цена за киловатт в январе снижена на 10%".