Тимур ГАФУРОВ: Посрамление скептиков

«Жить в режиме перманентного экзамена - это казахстанская политическая традиция»
22 июня 2016, 09:58 |  Мнения

Сначала немного истории. В июне 2008 года на Питтсбургском экономическом форуме корреспондент CNN задал вопрос Джорджу Бушу-младшему, у которого подходил к концу второй президентский срок: «Думаете ли вы, что когда-либо США будут готовы к тому, что у них будет президент-афроамериканец?».

И Буш ответил: «А почему вы считаете, что в Америке не может быть афроамериканца? Национальная политика развивается нормально. У нас и в правительстве они есть, и в парламенте. Так что это вполне возможно, тем более есть такие подготовленные афроамериканцы». А только что избранный президент России Дмитрий Медведев добавил: «Я тоже знаком с некоторыми». Имея в виду, скорее всего, Барака Обаму...

Но здесь моя фантазия стопорится. Потому что после такого вопиюще неполиткорректного инцидента корреспондент CNN вряд ли продолжил бы работу на этом телеканале или в другом уважающем себя СМИ. Да и вопрос об афроамериканцах вряд ли мог прозвучать в США - и 8 лет назад, и за полвека до этого, хотя и по абсолютно противоположным причинам. Однако спрашивать руководителей стран «третьего мира», основываясь на впечатлениях от фильма о Борате, оказывается, вполне прилично.

Вернемся к реальности - на самом деле корреспондент CNN Фарид Закария на Петербургском экономическом форуме спросил президента Казахстана о том, будет ли когда-либо наша страна готова к тому, что у нас будет женщина-президент. И Нурсултана Абишевича сия каверза отнюдь не поставила в тупик. Причем ответил он не как гарант Конституции, который ограничился бы банальной фразой о равенстве в правах мужчин и женщин даже в среднеазиатской стране. И не как политик, который мог бы проанализировать расклад в политическом пасьянсе, называя тузов, дам и валетов по именам. А скорее как эксперт по менталитету сограждан, который накануне своего 76-го дня рождения вполне может оценить, насколько мы созрели для толерантности.

И выяснилось, что к победе феминизма казахстанцы готовы как снизу (по той простой причине, что 51% населения - женщины), так и сверху - потому что кое-кого из этого 51% в последнее время усиленно продвигали уже не по профсоюзной (это явно устарело), а по парламентской и правительственной линиям. Только вот фраза о том, что в Казахстане «есть такие подготовленные женщины», оставила простор для воображения - сразу захотелось узнать, где именно готовят претендентов на пост президента, каковы условия поступления и нужно ли заявление от родителей.

Опасаясь прослыть шовинистом, всё же рискну предположить: если в Казахстане и выберут президентом женщину, то вовсе не потому, что она предложит лучшую программу, чем кандидаты-мужчины (причем такой вариант как раз таки вполне вероятен), а для того, чтобы нас наконец-то причислили к цивилизованному миру и начали отличать от прочих «-станов». Потому что жить в режиме перманентного экзамена, стараясь понравиться строгим менторам и негодуя, когда они называют наши достижения фикцией, - это такая казахстанская политическая традиция.

Поэтому и любое достижение на этом тернистом пути превозносится до небес. Из последних - зеленый пояс вокруг Астаны, после осмотра которого глава государства заявил:

- Так же, как и новый город в голой степи был построен, так же и лес в голой степи. Так что все скептики сейчас посрамлены, мы доказали, что и в этих степях можно выращивать лес. Вот так и всегда, мы движемся, доказываем, что невозможное можно сделать возможным.

Осталось доказать, что в голой степи можно вырастить ростки демократии. Хотя это невозможное, скорее всего, останется таковым еще долго. На радость скептикам.