Подсудимый Леонид Васильев: чиновники внушили предпринимателям Костаная, что 10% - это не взятки, а помощь в фонд "Наш город"

Ольга ЛИХОГРАЙ

25 марта 2016, 16:14 |  Криминал

Подсудимый Леонид ВАСИЛЬЕВ продолжает давать показания на процессе по "большому акиматовскому делу". Он заявил, что еще в 2007-2008 годах, когда акимом Костаная был Гауез Нурмухамбетов (сейчас первый заместитель акима Костанайской области - "НГ"), глава города пригласил его в кабинет и попросил построить дом по бюджетной программе.

- Я согласился, хотя дом был убыточным, я построил его за 100 дней, - сообщил Васильев. - За это мне дали конкурс по строительству детсада по ул. Павлова стоимостью 300-400 млн тенге. После этого Нурмухамбетов опять просит - построить 75-квартирный дом по ул. Садовой. Опять себе в убыток построил, но за это дали ремонт школы-гимназии по ул. Баймагамбетова. Еще один дом, по ул. Гашека, я построил за минусом 35%, но мне дали ремонт третьей школы. Так и работали: с 10 млн тенге - прибыль 6 млн тенге, 4 млн тенге - из своего кармана, которые потом ремонтами школ перекрывал. В итоге меня "засыпали" этими домами.

Позже, сказал Васильев, Гауез Нурмухамбетов попросил его построить бюджетный дом в районе аэропорта. Васильев тогда ответил акиму города, что уже строительством не занимается, а занимается только проектированием, но порекомендовал фирму своего друга Биктибаева - ТОО "Стройметсервис-2007". Дом вместо 1,5 лет строили 3 года, материалы подорожали и убытки Биктибаева составили 60 млн тенге.

- За этот дом Биктибаеву ни один объект не дали, - отметил Васильев. - Он так и сидел в убытках. В итоге в 2013 году приходит Воловский (директор ТОО "АиФ" - "НГ") и говорит: "Слушай, ты с Гауезом Торсановичем в хороших отношениях?" Я говорю - в хороших. Воловский говорит - мол, там конкурс будет по реконструкции водопровода от двух ниток водовода, как бы нашей фирме его выиграть. И пообещал, что за это он возьмет в субподряд фирму Биктибаева. Я зашел к Нурмухамбетову и сказал - мол, Биктибаев в убытках по этому дому, вы ему в течение двух лет ни одного объекта не дали. Поговорил и забыл. В итоге узнаю, что "АиФ" действительно выиграл тендер. Но не знаю - благодаря тому, что я поговорил с Гауезом Торсановичем, или нет. После этого мне позвонил Калиев и говорит: "Там по "АиФу" деньги прошли". Я спросил - причем тут я? Калиев ответил: "Ну вы же за него просили у Нурмухамбетова". А о том, что я просил, знали только Калиев, Полешко, Нурмухамбетов и я.

По словам Васильева, Калиев сказал ему, что теперь нужно взять с ТОО "АиФ" 10%, раз уж этой фирме помогли с тендером.

- Я 52 года живу на свете и все это время думал, что эти 10% идут в фонд "Наш город", на помощь городу, - заявил Васильев. - Они нам настолько внушили, что это не взятки, а помощь городу, что все строго отдавали четко по 10%. Речи ни о каких 5-7% не было. Все строго выстроено, как по линейке. А потом из (средств - "НГ") этого фонда встречали министров, тратили деньги на предвыборную кампанию, на встречу президента. Даже областная прокуратура построена на деньги из фонда "Наш город"! Калиев - это городской кассир, он собирал со всех предприятий строго по 10%. На скамье подсудимых должны быть не мы втроем, а еще фирм 50, которые платили эти 10%. И никто не думал, что это взятки. Отказать было нельзя, потому что это власть всесильная, конкретная власть. Не отчислишь - ни одного объекта не получишь, работать не сможешь, можешь сразу фирму закрывать. Это как мы под вашей властью сидим тут, только тут мы арестованные, а там у них мы на воле в таком положении.

Часть показаний, касающихся отношений с Нуралы Садуакасовым (экс-акимом Костанайской области - "НГ"), Васильев давал со слезами на глазах.


- В СИЗО ко мне приходили несколько раз, вплоть до руководства финполиции. Мне прямо сказали - на тебя, кроме этих 24 млн тенге, ничего нет. Калиев про них упомянул. Скажи, что нес их Садуакасову, и будешь гулять на воле. Но как я могу это сказать, если я их ему не отдавал? У меня шесть детей, двое внуков, нужно оставаться человеком, - на этих словах Васильев прослезился. - Хотя все эти 7 месяцев в СИЗО я живу в аду. Но я не могу подло поступить.

Васильев сказал, что Аркадий Воловский "за спасение своей шкуры" дал ложные показания против него.

- Я бы тоже мог дать ложные против Садуакасова, у меня тоже семья, - сказал Васильев. - И меня бы здесь не было, а здесь был бы Садуакасов. Но меня бы совесть загрызла, я не могу подло топить людей ради спасения своей шкуры.

Сговор с Ахметжановым Васильев не признал, сообщив, что убыточные дома при нем не строил, а его фирма работала только при Нурмухамбетове.

Он также заявил, что лучше бы из фонда "Наш город" выделяли деньги на строительство бюджетных домов, возведение которых убыточно, а в их проектах порой даже не была указана крыша.

Васильев продолжает давать показания по другим эпизодам дела. В частности, он заявил, что судебный процесс должен быть, как "документальный фильм", а из него неправдивые показания подсудимых и свидетелей сделали "фантастический фильм".

---

 

Васильев также сказал, что в ноябре-декабре 2014 года в его кабинете Биктибаев передал Калиеву из кассы сначала 5 млн тенге, потом 20 млн тенге.

- А до этого, в мае 2014-го, Биктибаев отдал Калиеву 38 млн тенге, - рассказал Васильев. - Эти деньги на счет "Стройметсервиса" перечислял Воловский. Все до копейки отдали Калиеву в качестве 10%.

Адвокаты также спросили, как Калиев распорядился этими 63 млн тенге?

- Оставить себе он их не мог, - сказал Васильев. - Это не его уровень. И не мой уровень, для меня это огромные деньги. Я думаю, они уходили должностным лицам акимата, кому именно - я не знаю.

Напомним, по версии обвинения и показаниям директора ТОО "АиФ" Аркадия Воловского, Леонид Васильев и Сергей Биктибаев взяли с него эти деньги путем вымогательства. Васильев настаивает, что все эти деньги Биктибаев отдал Калиеву, как требовал замакима.

- Почему эти 25 и 38 млн тенге Максут Калиев не отметил в своем ежедневнике? - спросил прокурор Танат Тасов.

- Потому что он не все деньги фиксировал в ежедневнике, - ответил Васильев. - Он же сам это сказал в своих показаниях, мог записать, а мог не записать. Калиев просто ходил, как курьер и собирал деньги.

- Для чего нужна была такая сложная схема перечисления денег? - спросил Тасов. - Сначала на счет "Стройметсервиса", потом Калиеву?

Васильев ответил, что строить сложные объекты могло только ТОО первой категории, поэтому строил "АиФ". Каким образом при этом фигурировало ТОО Биктибаева "Стройметсервис - 2007" Васильев толком не пояснил.

- Согласно записям телефонных разговоров между вами и Воловским вы сказали: "Наше отдай, хотя бы 30 млн тенге, 5 млн тенге нужно перечислить в фонд "Наш город", - уточнил Танат Тасов. - На что пошли эти деньги?

- Эти деньги просил у меня Калиев, в том числе 5 млн тенге безналом, - ответил Васильев.

Судья Ерлик Сералин также интересовался, почему Васильев заходил в кабинеты Ахметжанова и Садуакасова.

- Вы также ездили в Житикару, смотрели с Утешовым строительство промзоны, - уточнил судья. - Почему вы вели себя, как заместитель акима области?

- Ни один тендер я выиграть не мог, хотел, но не мог, - сказал Васильев. - А вообще, все началось с того, что я засунул нос не в свое дело. Обещал помочь Биктибаеву и не мог его подвести.

Практически на все вопросы гособвинения и судьи Леонид Васильев говорил: "сейчас поясню", "сейчас объясню четко". Однако, почему он был вхож во все кабинеты должностных лиц акимата города и области, а также решал за многих подрядчиков их вопросы, так и не пояснил.