Григорий КОПАНИЧУК: О китайском и других языках

«Не исключено, что бонусом к лексическим единицам придет и китайское трудолюбие»
20 февраля 2016, 07:44 |  Мнения

Трудно найти в Казахстане человека, который не слышал бы о желаемом трехъязычии в системе народного образования. В меру сил и возможностей три языка изучаются во всех образовательных учреждениях – от детских садов до университетов. С 2013 года в программу 1 класса общеобразовательных школ введен английский язык - трехъязычие стартовало официально.

При добросовестном отношении к учебе учащихся начальной школы – это более чем серьёзная нагрузка.

Тем более серьёзно прозвучали недавно слова вице-премьер-министра РК Дариги НАЗАРБАЕВОЙ:

- В недалеком будущем нам всем придется выучить еще и китайский язык... Наш великий южный сосед – это наша судьба.

Становится как-то тревожно на душе… Несмотря на величие соседей, хотелось бы, чтобы судьба у нашего народа была своя, собственная. А вот что касается изучения китайского языка - то почему бы и нет? Лишних знаний не бывает. И уж если «нам всем придется», то речь, видимо, идет не о школьниках, а о взрослых людях, имеющих отношение к экономическому развитию страны, прежде всего. Не исключено, что бонусом к усвоенным лексическим единицам придет китайская предприимчивость, трудолюбие, выносливость, неприхотливость, скромность, почитание руководства и другие замечательные качества носителей китайского языка.

Что же касается детей, то еще Константин Дмитриевич Ушинский писал: если надобно воспитать ментально русского человека, а не француза, то изучение иностранного языка должно быть после усвоения родного. Конечно же, каждая семья сама вправе решать, на каком языке или языках заговорит их ребенок. Но в то же время государство ставит перед нами всеми беспрецедентно сложную задачу по овладению тремя языками на достаточно высоком уровне. И главная сложность ее - не в отсутствии программ-учебников-специалистов, а в отсутствии необходимости дополнительного средства общения.

Успешное изучение языка предполагает среду и мотивацию. Но ведь нет среды общения на казахском и английском языках в школах с русским языком обучения. Для учеников начальной школы совершенно справедливое утверждение о том, что «без знания языков составить успешную карьеру невозможно», не близко, не актуально и мотивацией не является. А вот из-за преподавания предметов на государственном и иностранном уже в начальной школе сразу же появляется и языковая среда, и мотивация к изучения языка. Тот объем информации, который содержится в учебных программах начальных классов по труду, изобразительному искусству, пению и физкультуре, вполне мог бы быть представлен на казахском или английском языках.

Ну а пока школы делятся по языковому признаку, в начальных классах общеобразовательной школы с русским языком обучения ученики общаются на казахском языке 2-4 часа в неделю, на английском – 1 час.

«Не два и даже не четыре, а шесть, семь, восемь уроков в неделю должно быть назначено на первоначальное изучение иностранного языка, если мы хотим этим изучением достичь каких-нибудь положительных результатов, а не отнять бесполезно время у дитяти». Эти слова Ушинского для нас актуальны так же, как и 150 лет назад.