Виктор ДЕЙНЕКА:"Скинемся на прибыль бедному монополисту!"

В.Дейнека – председатель Северо-Казахстанского отделения АМР РК, горный инженер гидрогеолог
19 декабря 2015, 06:22 |  Общество

В последнее время под лозунгом – «Даёшь настоящий капитализм!» идёт интенсивная обработка населения о необходимости приватизации всего, что ещё находится в ведении государства. Государство – плохой менеджер, а вот бизнесмен может из всего получить прибыль. Утверждение спорное.

Достаточно вспомнить, что 25 лет назад огромная государственная машина в том же Казахстане работала без существенных сбоев. А управляли народным хозяйством вовсе не дилетанты, а хорошо подготовленные и опытные руководители и профессионалы, хорошо знающие свое дело.

Не их вина в разрушении всего и вся, безоглядно продолжающегося до наших дней, затрагивающего жизненно важные интересы граждан и государства, его обязательства перед мировым сообществом. С ужасом представляю, например, передачу в частные руки предприятий по производству, хранению и реализации взрывчатых, ядовитых веществ или урана.

Не менее трагичным может оказаться вывод из государственной собственности и управления источников централизованного водоснабжения населения крупных городов и даже районных центров. Государство не может позволить анархию в делах, обеспечивающих его международный авторитет, устойчивость, безопасность, благополучие и здоровье граждан, особенно в современном неспокойном мире да ещё в кризисное время.

Лично я не против приватизации Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината и нефтеперерабатывающих заводов, требующих огромных затрат на их реконструкцию, хотя они производят стратегически важные для предприятий и граждан страны продукты, которые обойдутся им однозначно дороже. Выручка от их продаж быстро растворится на покрытие неотложных платежей и обязательств государства, как и доходы бюджета от недропользования – основной подушки экономической безопасности и резервных поступлений в национальный фонд. Другие источники наполнения бюджета страны, видимо, оказываются призрачными.

Удивляют жалкие попытки недалёких «реформаторов» укрепить бюджет за счёт коммунальных услуг, предоставляемых в настоящее время государственными предприятиями. Но следует иметь в виду, что они оказываются вовсе не бесплатно, а по систематически обновляемым и уже довольно высоким для большинства населения тарифам. Дальнейший их рост представляется экономически нецелесообразным по следующим причинам.

Получение прибыли поставщиком услуг – прямой дополнительный платёж (оброк), противоречащий рыночным отношениям (оплачивается фактическая стоимость услуги). В социально ориентированной экономике госпредприятие по оказанию жизненно важных услуг должно работать с нулевой рентабельностью, достигаемой регулированием тарифа.

Безудержный рост тарифов (с условием получения прибыли) на питьевую воду, как и на электроэнергию, вызывает увеличение себестоимости почти всех продуктов и услуг, что неблагоприятно сказывается на их реализации, снижении доходов и платежей в бюджет.

Увеличение тарифов на поставку питьевой воды и водоотведение для огромного количества бюджетных организаций, а также пенсионеров – прямое увеличение бюджетных расходов на их содержание, т. е. санкционированное государством «самоедство».

Основное население страны в кризисное время непредсказуемой продолжительности оказывается неплатёжеспособным и кроме ограничения потребляемых услуг, будет вынуждено отказываться от их оплаты, что может вызвать напряжённость в обществе.

Одной из основных целей развития человечества в третьем тысячелетии, поставленных перед государствами ООН, является обеспечение свободного доступа населения к качественной питьевой воде и санитарии. Республика Казахстан приступила к выполнению взятого обязательства через реализацию государственной программы «Акбулак». Передача функции государства в частные руки для получения прибыли поэтому представляется уклонением от международного обязательства, что подрывает его авторитет перед мировым сообществом государств. Знают ли это горе-реформаторы?

Что касается доводов о бесхозяйственной и непрозрачной деятельности ГКП (того же «Костанай-Су»), то что мешает его учредителю - акимату г. Костанай - производить регулярные аудиты с привлечением налогового комитета, участием независимых экспертов и СМИ? Такое предприятие должно работать по проектной технологической схеме получения и обработки питьевой воды, проекту добычи подземных вод, содержащему чёткий регламент и расчётную себестоимость, экономическую модель с определением денежных потоков. В них заложены основные параметры, требуемые для обоснования рентабельного тарифа и его корректировок.