Николай ВОРОНИН: Лишние деревни

«Видимо, чиновникам, не нюхавшим полынь и навоз, неизвестно, что село - это кормилец народа»
23 февраля 2014, 09:42 |  Мнения

В ноябре 2013 года премьер-министр РК на заседании правительства, говоря о ситуации в сельской местности, заявил: в те населенные пункты, которые имеют низкий потенциал, никаких бюджетных средств вливаться не будет - ни в социальные объекты, ни в инфраструктурные. 

В регионах, в том числе и в Костанайской области, были созданы рабочие группы, которые должны ездить по районам и решать, какие села будут убраны с карты республики. Однако многие вопросы непонятны. Что будет с жителями оптимизируемых сел? Если их переселят, то куда именно - по выбору самих сельчан или куда укажут те же чиновники? В какие сроки это произойдет? Кто будет оплачивать расходы по переселению и обустройству в новых местах? Где будут работать переселенные? Кто считал эти расходы и не окажутся ли они выше тех, что до этого вкладывались в эти села?

Видимо, чиновникам, родившимся в мегаполисах, не нюхавшим полынь и навоз, получившим образование в «кембриджах», неизвестно, что село - это кормилец народа. Что делать с населенными пунктами в 30-километровой зоне вокруг Астаны, власти знают, а вот что делать с аулами за этой чертой - не ведают.

Еще в 90-е годы деревню раздолбали до основания. Скот вырезали, от ферм остались только бетонные «клюшки». Государство росло вместе с ростом цен на нефть, росла Астана, а деревня оставалась сама по себе.

Во время последнего приезда Нурсултана Назарбаева в нашу область, осенью прошлого года, он провел совещание в Федоровском районе. Там г-н Розинов, благодаря главу государства за заботу о сельхозпредприятиях, назвал Назарбаева родным отцом для сельчан. Может, Василию Самойловичу и позволительно называть президента папой, но многие сельчане так не считают. Недавно мне довелось побывать на малой Родине - в деревушке того же Федоровского района. Причислят чиновники это село в разряд неперспективных или нет, пока неизвестно, но перспективы этого четко вырисовываются. За годы независимости баню закрыли, клуб развалили, водопровод демонтировали. Народ пытался воспрепятствовать вывозу водонапорных колонок, но им предъявили разрешительные документы, выданные новой властью, которая ничего этого не строила. Получается, что как раз те, кто довел эти населенные пункты до ручки, то есть до бесперспективности, и будут решать судьбу деревень. 

В последнее время ситуация на селе выравнивается в лучшую сторону. Власти заявляют о создании новых рабочих мест на селе, развитии мини-предприятий по переработке сельхозпродукции, льготном кредитовании малого бизнеса на селе. Если потребовалась ликвидация «лишних» деревень, можно сделать вывод: либо этих мер недостаточно, либо это формальные заявления со стороны властей без конкретного наполнения.

Чтобы поднять сельское хозяйство с колен, необходимы значительные финансовые вливания. Немаловажным фактором является и рациональное использование средств. Деньги надо тратить на создание национальной агропромышленной основы, а не на завоз самолетами телок из за рубежа. Но увы, пока мы с успехом финансируем только азиады, саммиты, выставки, универсиады...