Опрос

Юрий БОНДАРЕНКО, преподаватель кафедры философии Костанайского госуниверситета:

- У студентов какой-то минимум порогового восприятия должен быть. Если человек в чем-то неграмотен, то у него во время учебы в вузе мышление включаться не будет. А тогда какой смысл заниматься? Другое дело, как этот минимум проверять - ЕНТ далеко не идеальный способ его определения. В качестве эксперимента можно было бы использовать опыт России: наряду с тестированием допускать индивидуальные собеседования с абитуриентом. В зависимости от программы вуза. Гуманитарии в свое время не сдавали математику, и уровень образования от этого хуже не стал. Что касается тех, кто по какой-то объективной причине не смог получить в школе нужных знаний, но у него есть способности, то их можно было бы принимать в качестве вольнослушателей, кандидатов в студенты. Но лишь в порядке исключения, а не как правило.

 

Сейтбек КУАНЫШБАЕВ, проректор Костанайского государственного пединститута:

- Мы часто используем зарубежный опыт, но должны делать так, как позволяют наши условия. Учитывать результаты ЕНТ при зачислении в вуз нужно обязательно. Ведь это высшее образование. Его все люди все  равно не могут иметь. Сейчас у нас внедряется кредитная система обучения, при которой студенты должны больше заниматься самостоятельно. Если у него не будет необходимых знаний, о какой самостоятельной работе может идти речь?  Такие студенты уже на первом курсе не «тянут». Их все равно отчислят.

 

Генрих ШЕК, директор департамента образования Костанайской области:

- В вузах должны учиться лучшие. Не важно, какое там обучение: за деньги или бесплатное. У нас же недавно, когда пороговый балл был всего 50, из всех выпускников 11-х классов 68% поступало. При этом в прошлом году только 31% закончили школу на «4» и «5». Ведь многие троечники, окончив высшее учебное заведение, так и остаются троечниками, но приходят и требуют для себя соответствующей должности. Есть такие и среди молодых учителей. Чему они могут научить школьников? В целом это сказалось негативно и на уровне школьного образования. К сожалению, у нас высшее образование превратилось в моду. Хочешь его получить, но не хватает подготовки - иди в среднее специальное учебное заведение. Подтянешься там, поступай и в вуз. Я не согласен, что среднее профессиональное образование у нас сегодня не развито. В прошлом году 47% выпускников 9-х классов поступило в систему профобуча.

 

Жанара УТЕШЕВА, вице-президент Альянса студентов Костанайской области:

- Я за сохранение существующей системы. Баллы ЕНТ все-таки учитывают уровень подготовки абитуриентов. Я по себе знаю, что, не имея определенной базы, учиться даже на первом курсе очень сложно. Те, кто во время прохождения ЕНТ не набрал порогового количества баллов, но очень хотят учиться, могут еще раз пройти тестирование или поступить в колледж. После его окончания в вузе будет легче.

 

Римма БЕКТУРГАНОВА, директор Костанайского педагогического колледжа:

- Очень хорошо, что вы подняли этот вопрос. Я внимательно изучала практику приема в учебные заведения в других странах и пришла к твердому убеждению: тестирование (ЕНТ) не должно быть «единым» и тем более «национальным». Потому что мы нарушаем права, как абитуриента, так и учебных заведений. Сейчас получается так: человек, не имея сертификата ЕНТ, не может получить высшее образование, а учебные заведения не имеют права сами выбирать форму проверки знаний абитуриентов. Фактически Министерство образования установило в этой области свою монополию. Так не должно быть. Например, в США учебные заведения могут принимать и после тестирования, и после экзамена, и даже получив лишь характеристику человека. Это определяет само учебное заведение.