Вузы: сдувать пену или снимать пенки?

Сегодня только ЕНТ может определить, станет абитуриент студентом или нет

Евгений ШИБАРШИН

Местные СМИ сообщили, что в Костанайском социально-техническом университете выявлены факты зачисления студентов для обучения на платной основе без учета результатов тестирования. Они проучились 2 года и теперь их отчислили. Складывается впечатление, что молодые люди стали жертвами бизнеса на образовании.

 

Дискредитация системы

По версии ректора КСТУ Кадыргали ДЖАМАНБАЛИНА, студенты действительно не проходили тестирование и по существующим правилам не могли быть принятыми. Их, якобы, оформили в качестве слушателей, а сейчас отчислили за плохую успеваемость и задолженность по оплате. Оценку конкретной сложившейся ситуации должны дать юристы. Если же говорить о тенденциях,то поражает массовость. На что рассчитывала администрация КСТУ, набрав около 600... слушателей? Трудно поверить, что при их зачислении не сработали прежде всего коммерческие причины.

Оставив в стороне юридический аспект проблемы, взглянем на ситуацию «свежим глазом». Если вуз имеет частную форму собственности, то почему он не должен заботиться именно о коммерческой стороне дела? И как найти золотую середину, при которой хозяева частного вуза получат необходимый доход, а страна - профессионально подготовленных специалистов?

О реальной ситуации ректор Костанайского госуниверситета, доктор технических наук Хусаин ВАЛИЕВ написал в «Казахстанской правде»:

- Распространение частных вузов на образовательном рынке не только не способствовало развитию научного потенциала страны, но и в определенной степени дискредитировало саму идею конкурентной борьбы за возможность предоставлять качественные знания.

Такой итог он объясняет не столько дефицитом финансовых ресурсов частных вузов, сколько их «преобладающей нацеленностью на прибыль», они «стали активно удовлетворять «платежеспособный спрос» - стремление людей получить диплом о высшем образовании любыми средствами». Правда, в беседе со мной автор вышеприведенной цитаты заявил, что причина названного явления не в изначальной порочности системы частных вузов - они успешно работают во всем мире, а в том, что мы еще переживаем период ее становления, поэтому пока много «пены».

Что же делать: ждать, когда пена осядет, смириться с тем, что пока одни в пене барахтаются, другие снимают финансовые пенки или менять что-то в структуре высшего образования?

 

Если студент платит, зачем ему ЕНТ?

Таким вопросом мы задались, исходя из опыта некоторых развитых стран. Казахстан много чего перенял от них, правда, как обычно, сделал все по-своему. Не до конца. Отсюда и результат, плохо объяснимый с точки зрения разумности. Почему для приема на платное обучение обязательно нужно учитывать результаты ЕНТ? Платит человек деньги - и пусть себе учится. Хоть всю жизнь. Главное, чтобы он оценки на экзаменах не «покупал», а получал по знаниям. Тем более, что любой вуз, в том числе и частный, не заинтересован подрывать свой имидж поставкой на рынок труда «некачественного товара». Именно так и делается в США, на чей опыт мы часто ссылаемся. Там не сдавшему экзамен студенту назначается повторный курс, за которой он должен опять платить.

У нас тоже кое-кого оставляют на так называемый «третий семестр». Однако платы с него за это никто не требует. Надо так понимать, что виновным в слабых знаниях студента тут «назначено» учебное заведение.

Лидер Альянса студентов Костанайской области в том же КСТУ Иван ВАСИЛЬЕВ, глядя на поведение некоторых своих сокурсников, считает, что уровень преподавания влияет на качество образования, но, кроме того, будущий профессионализм во многом зависит и от самих студентов: если они не ходят на лекции, то что может сделать вуз? Поможет ли ЕНТ уберечь вуз от таких студентов? Вряд ли. Если они станут платить за потраченные на их подготовку дополнительные усилия, то, глядишь, и сами по финансовым причинам покинут заведение.

Руководителю КГУ Хусаину Валиеву идея отказа от учета результатов тестирования при зачислении в вуз на платное обучение кажется спорной. Хотя в том, что кто-то за свои деньги будет слишком долго учиться, ничего предосудительного не видит. Сейчас же нашему государству, по мнению ректора, нужно озаботиться другим. За годы реформ в стране практически не осталось полноценной системы среднего специального образования. В результате, эту нагрузку взяли на себя вузы, куда хлынул поток молодых людей, не имеющих соответствующей подготовки, а зачастую и способностей.

- Если сейчас провести оптимизацию учебных заведений так, что количество обучаемых уменьшится, то этим молодым людям учиться негде, - вполне резонно отмечает профессор.

Президент- ректор Костанайского инженерно-экономического университета, доктор экономических наук Сабит ИСМУРАТОВ, хоть и возглавляет частный вуз, но тоже уверен, что отменять установленный порядок зачисления в вузы не надо.

- Все не могут учиться в вузах, - говорит Исмуратов. - Да и обязательность учета результатов тестирования при наборе студентов сегодня сдерживает учреждения образования от увлечения коммерческой стороной.

 

Систему надо менять

Какие другие способы предлагают мои собеседники для повышения эффективности платного обучения? Валиев, например, одну из причин, способствующих излишней коммерциализации вузов, видит в нездоровой конкуренции. Она возникает потому, что плату за обучения в государственных учебных заведениях устанавливает министр, а частные вузы сами определяют ее величину. Такая свобода толкает частников «приманивать» абитуриентов более дешевым обучением. Руководитель госуниверситета считает, что проблему нужно решать установлением единого размера платы за учебу для всех вузов республики.

«Частник» Исмуратов считает, что в подобных случаях правильнее было бы применять законодательство, направленное против недобросовестной конкуренции. Реального же эффекта можно достичь, если в государственных вузах обучение проводить только на бюджетной основе. Но для этого правительство должно определить приоритетные для страны специальности, и пусть подготовку по ним проводят только государственные вузы национального уровня. Они будут единственные, кто станет выдавать дипломы государственного образца.

Что касается региональных государственных вузов, то их нужно акционировать, чтобы там присутствовал и частный капитал. Обучение в них должно быть платным, кадры там должны готовиться для своего региона, и дипломы выдаваться своего образца. Насколько выпускники таких региональных вузов будут востребованы, настолько они и будут финансово состоятельны.

Подобные меры вряд ли можно осуществить в полном объеме уже завтра, но начинать надо. Решительно и на государственном уровне.