Выход из бюрократии

В конце апреля алматинское АО «Центр маркетингово -аналитических исследований» предоставило администрации Костанайской области стратегию повышения конкурентоспособности нашего региона. «НГ» о ней уже писала. Авторы документа делают анализ сегодняшнего состояния области и прогнозируют ее развитие на ближайшие 8 лет. Редакция «НГ» решила предложить для обсуждения некоторые ситуации из сферы бизнеса, основанные на данных, содержащихся в стратегии. Вопрос один - что необходимо сделать, чтобы изменить эти ситуации.

 

Ситуация: треть предпринимателей области тратит на общение с госслужащими в среднем 10-20% рабочего времени. В целом процедура оформления разрешительных документов на различные виды деятельности, а также необходимой отчетности весьма обременительна. Главными причинами, создающими такое положение, являются чрезмерная бюрократия (48%), длительные процедуры (43%), а также высокие тарифы и пошлины (9%).

 

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, заместитель генерального директора ТОО «Костанайтурист»:

- Действительно предприниматели очень много времени тратят на «утряску» формальных вопросов в ущерб своему делу. Что делать? Вопрос должен быть решен на законодательном уровне. Необходимо, чтобы за всякого рода нарушения, которые делаются из-за пробелов или несовершенства нашего законодательства, отвечали и чиновники, курирующие этот вид деятельности, как не обеспечившие свой участок работы. Взять хотя бы историю с переводом на государственный язык маркировки или рекламы, ведь многих терминов в казахском языке просто нет, а штраф за неправильный перевод должен платить предприниматель. Это абсурд.

 

Владимир ТАРАБАРОВ, директор Костанайской текстильной компании:

- Самая большая проблема, от которой «растут ноги» и бюрократии, и всех остальных бед предпринимательства - это коррупция. Знакомый руководитель строительной компании сказал мне как-то, что 60% прибыли от тендеров на строительство жилья они отдают на разных уровнях кому следует. Французы подсчитали, что 1 франк в виде взятки приносит убытки государству в размере 1750 франков. Много ругают Россию, но там, если борются с коррупцией, судят и губернаторов, и других высокопоставленных чиновников. У нас вся страна такая, что какие бы начинания хорошие или программы на высоком уровне ни принимались, все сводится к нулю и простой болтовне. Поэтому бюрократия выгодна, прежде всего, чиновникам: чем больше инстанций необходимо обойти или оформить документов, тем больше с тебя возьмут. Причем увеличение контролирующих органов проблемы не решает, а наоборот. Нужно выявлять и жестко наказывать за коррупцию с самых верхов.

 

Талгат РАХМЕТОВ, директор ТОО «ПРЭКО Консалтинг»:

- Я с какой-то глобальной бюрократией не сталкивался. Возможно, она есть при оформлении сделок по недвижимости или регистрации субъекта предпринимательства. Министерство индустрии и торговли в прошлом году проводило опрос среди предпринимателей на эту тему, то есть все об этом знают и пытаются решить вопрос. Подобные трудности наверняка возникают и у бизнесменов Германии или США. Другое дело, у нас это, может быть, все искусственно затягивается, чтобы было несколько вариантов решения вопроса. Если один вариант - несколько месяцев и результат без оплаты, то второй вариант - определенная плата и результат сразу. Есть хорошая идея в рамках административной реформы, которая сегодня разрабатывается и будет внедряться у нас в стране - рейтинговая оценка госорганов. Суть в том, что все госорганы в той или иной степени предоставляют населению, физическим или юридическим лицам определенные услуги. По результатам опросов услугополучателей будет составляться рейтинг, и от оценки будет зависеть заработная плата чиновников.

 

Серик ЫБРАЙ, владелец группы такси «Люкс», «Народное» и «Недорогое»:

- Бюрократия всегда была и будет, вопрос в том, насколько она обоснована, ведь если на различные запросы населения, оформление лицензий, разрешительных документов, различной отчетности уходит по нескольку месяцев, то о каком успешном развитии малого бизнеса можно вести речь. Выход есть только в минимизации личного контакта с госслужащими (это сокращает почву для коррупции), четких сроках выполнения той или иной процедуры, максимальном снижении сроков рассмотрения документов и выдачи всякого рода разрешений.

 

Сергей МИРОЛЮБОВ, директор ТОО «Твой Шанс»:

- Хотелось бы сказать вообще по всему документу. Будучи депутатом облмаслихата, я неоднократно критиковал всевозможные программы по развитию экономики и предпринимательства за их неконкретность, имитацию стратегического планирования. Чиновники просто брали цифры прошлых лет, добавляли к ним прожекты некоторых предпринимателей и строили тренд. Впервые вижу попытку обратиться к грамотным специалистам. Но я не спешил бы это исследование называть «Стратегией... области», слишком оно сырое и кабинетное. Я сужу по SWOT-анализу Костанайской области - это должен быть скелет, основа всей дальнейшей работы по разработке стратегии, но его сделали, явно не выходя из алматинских кабинетов. Много спорных моментов, и видно, что люди не живут в области и не очень понимают, чем мы живём и куда движемся. Если над этой «Стратегией...» не две недели, а два месяца плотно поработала бы группа из местных экспертов, предпринимателей и чиновников, а потом на основе полученных идей создали бы модель развития области (есть специальные технологии и программы для этого), то бюджетные деньги,  израсходованные на этот документ, можно было бы считать потраченными эффективно.