«Круглый отличник» Олег Митяев

Олег Митяев с гастролями объездил многие страны мира, его песни давно звучат на чужих языках (Фото www.olegmityev.ru)

olegmityaev.ru, aif.ru

Свою самую известную песню он написал более 30 лет назад

19 февраля 2011 года одному из самых популярных российских авторов-исполнителей Олегу МИТЯЕВУ исполнилось 55 лет. С юбилеем его поздравили не только родные, коллеги и друзья, но и премьер-министр РФ Владимир Путин. Сегодня у Митяева столько песен, что он, как утверждают, може, без повторов отыграть подряд десять концертов. При этом сам Олег Григорьевич продолжает утверждать, что все получилось случайно.

 

Переведена на иврит

Все детские мечты были связаны с желанием стать собаководом, а увлечение гитарой пришло так же, как и у многих подростков, случайно. Играл цыганочку, «Синий, синий иней» и прочее, чем тогда увлекались все.

Даже легендарная песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» была написана, по словам автора, совершенно неожиданно. Однажды 23-летний студент Челябинского института физкультуры Олег Митяев отправился отдыхать на Ильменское озеро и там совершенно неожиданно набрел на людей, поющих под гитары. Так он оказался на знаменитом Ильменском фестивале авторской песни, который настолько впечатлил его, что он решил обязательно вернуться сюда на следующий год со своей песней.

Так и произошло, а его первая песня «Как здорово...», написанная новоявленным бардом на лекции по истории плавания, молниеносно разлетелась по всей стране. Уже 4 месяца спустя после первого исполнения ее пели повсюду. А уже значительно позже, через много лет приехав в Израиль для концертов в рамках проекта «Песни нашего века», Олег узнал, что эту песню перевели на иврит.

- Мне тогда пояснили, что она очень точно передает идею объединения людей на земле обетованной, - рассказал бард в одном из предконцертных интервью.

«Может, законы неправильные?»

Отталкиваясь от «объединительного» посыла той самой знаменитой песни, «Аргументы и Факты» задали Митяеву сегодняшнему несколько вопросов.

- Строчка: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» не отражает сейчас настроений в обществе, ибо нас сегодня мало что объединяет.

- Наверно, при Советском Союзе мы были более монолитным народом. Но меня всегда удручали какие-то обобщения. Мы все очень разные. И объединять нас должны не единая территория проживания или государственный язык, а заповеди Господни.

- Вы когда-то написали про распад СССР: «Страна, как тройка, понесла и разнесла Союз Республик, кому-то дырка и весна достались, а кому-то - бублик, кому-то - гласность и беда, кому - доходы и заводы...» Мы, по-вашему, больше потеряли от распада СССР или приобрели?

- Там есть еще строчки, которые тоже до сих пор актуальны: «Тогда никто не мог пройти между братвою и ментами». Мне уже 55, а я многих вещей не понимаю.

- Например?

- Союз развалился, а куда мы сегодня идем, что мы строим? По какому принципу у нас распределяются блага? Я вижу, что весь народ нарушает законы. Может быть, законы неправильные? Во времена СССР я жил в Ленинском районе Челябинска, где жилые дома со сталинской архитектурой соседствовали со стадионом, дворцами спорта и культуры, пляжем, детской библиотекой. Ребенок мог попробовать себя во всех кружках и секциях бесплатно!

- Обычно вас причисляют к жанру шансон. Это обижает?

- По большому счету, я действительно занимаюсь шансоном: это песенные новеллы, где тексту уделяется больше внимания, чем в популярной музыке. Но у нас слово «шансон» испорчено. В массовом сознании - это, как правило, блатная песня с убогой аранжировкой.

- Сегодня в шансоне лидируют Стас Михайлов и Елена Ваенга. Как они вам?

- Они разные. Насколько я знаю, Стас не пишет песен, а Елена поет свои песни, и за это ей низкий поклон. Некоторые ее песни мне нравятся. А то, что мы их слышим так часто, - заслуга радиостанций. Однако почему-то не слышим Александра Мирзаяна, Наталью Дудкину, Михаила Кочеткова, у которых прекрасные песни. Я уж не говорю про Булата Окуджаву, Владимира Ланцсберга и Веронику Долину - это высокая планка, до которой мы должны дорасти.

- Почему вы пассивны и почти незаметны в общественной жизни?

- Я активен, просто раньше не говорил об этом... В Челябинске есть благотворительный фонд им. Олега Митяева, который проводит фестивали авторской песни в разных городах. А недавно у нас появилась возможность открыть в Челябинске еще и Митяевский лицей внешкольного образования, куда мы отобрали 40 детей из малоимущих семей. Им бесплатно предоставлена возможность углубленно изучать помимо всего иностранные языки и музыку. Почему я решил об этом говорить? Хочется, чтобы другие делали так же, движение было гораздо шире, а правительство оказывало поддержку людям, участвующим в таких программах. Мне кажется, что нашей национальной программой должно стать воспитание и образование. К сожалению, в сфере образования у нас по-прежнему работают блаженные люди за нищенскую зарплату.

- С годами чего больше прибавляется - оптимизма или пессимизма?

- Мне кажется, что ничего не меняется. Видимо, в этом состоит суть жизни. Сколько мы ни бьемся, все время ходим по границе двух полюсов: добра и зла.

- «Крепитесь, люди, скоро лето!» - поете вы. До лета еще далеко. Чем крепиться сейчас, в феврале?

- Я повторю то, что на днях сказала мне одна старушка: «Хлеб есть, войны нет, чего вы расстраиваетесь?»

«Данила-мастер»

Митяев на бардовских фестивалях начинал очень обещающе, в 1986 году на Грушинском его «Таганай» был назван лучшей песней.

- Один из знатоков бардовской песни пытался мне так объяснить «феномен Митяева», - писал корреспондент челябинской газеты «Комсомолец» Владимир СПЕШКОВ в 1988 году. - «Он весь оттуда, из шестидесятых. Походы, костры, мужская дружба... К тому же лицо открытое, улыбка ясная, плечи широкие - Данила-мастер, да и только...» В суждении этом есть своя правда: простые и такие естественные песни Олега - это как раз то, что лучше всего понимает грушинская «гора». Он мог бы долго перепевать мотивы того же «Таганая», но уже через год вышел на грушинскую гитару с другой песней. Перемены, происходящие с его песнями, прежде всего перемены в его мыслях и чувствах. С недавних пор Олег- профессионал, солист Челябинской филармонии. Прошло время играть так, как бог на душу положит. На сцену сейчас вместе с ним выходит Константин Тарасов, аранжировщик и аккомпаниатор-гитарист. И еще Олег стал студентом-заочником режиссерского факультета ГИТИСа, где берет уроки не только у педагогов (руководитель курса - народный артист СССР В. Канделаки), но и у сокурсников, среди которых блистательная Лайма Вайкуле. Среди друзей-учителей - Александр Розенбаум... Два с лишним года назад, когда авторская песня еще только начинала обретать право легального голоса, в Челябинск с концертами приехал караван бардов во главе с Булатом Окуджавой. В этих концертах пел и Олег Митяев. «Как наш земляк?» - спросил я тогда Окуджаву. Булат Шалвович, бесконечно далекий от того, что называется словом «энтузиазм», был, как всегда, строг, но справедлив: «Есть искусство выступальщика, умение играть на гитаре. Поэтическая основа его песен оставляет желать лучшего. Но есть неукротимое стремление совершенствоваться. А это иногда важнее, чем неизменно ровный средне-хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит, зреет открытие».

Тридцать лет спустя

С момента песенного дебюта прошло больше тридцати лет. Митяев выпустил множество дисков с песнями, которые мы знаем наизусть, и сыграл много концертов с аншлагами по всему миру... Сам Олег Григорьевич утверждает, что в душе он остался обычным челябинским парнем, и даже испытывает некоторую неловкость от того, что «он как будто не работает, а просто занимается тем, что любит». В то же время гастрольный график музыкального коллектива Митяева расписан на несколько лет вперед. Друзья, коллеги и близкие утверждают, что работает Олег, как проклятый, и творческий потенциал его неиссякаем: пишет, пишет и пишет...

Вместе с тем, о Митяеве все в один голос говорят как о замечательном муже, заботливом отце - у него с актрисой Мариной Есипенко трое детей, самом верном и отзывчивом друге. Соседи Олега Григорьевича по подмосковному поселку Ватутинки - Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский и Виктория Токарева - называют его не иначе как «человек-праздник».

- Самого главного я достиг в момент рождения, - считает Митяев. - Просто жить на белом свете уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...



Подробности

С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР.

- Мы довольно много выступали в Германии, рассказывает он.- Немцы приходили и все время глупо улыбались. Я был вынужден так же глупо улыбаться в ответ, независимо от содержания песни. А вот когда я спел несколько песен по-немецки - были сделаны поэтические переводы всех песен, - вот тут я заметил, как у них изменились глаза. Правда, и у меня они, наверно, изменились, потому что я сам перестал понимать, что пою... Бывает масса недоразумений. Например, немцы не могли понять песню про ненаточенные ножи. Для русского слушателя ясно: у женщины ненаточены ножи, значит, в доме нет мужчины. А немцы меня спрашивают: «Есть же электрическая точилка, можно купить. Почему же эта женщина так страдает?»