Разбудите скорее депутатов!

Мария Кудренко, движение «Поколение»: «Куда мы стучимся, нас слушают, но не слышат!»

Евгений ШИБАРШИН

Будут ли граждане участвовать в формировании бюджета?

До конца года депутатам Парламента и маслихатов предстоит утвердить бюджет 2011 года. Как обычно,  для латания всех «дыр» денег в государственной казне не хватит, тем не менее всегда было важно, чтобы финансовые планы, составленные чиновниками, максимально учитывали потребности населения. Есть ли у граждан возможность хоть как-то влиять на бюджетную политику властей?

«Поколенцы» за  льготы

Представители гражданского движения Костаная «Поколение» ответ на этот вопрос решили искать не в пропагандистских статьях официальной прессы, рассказывающей, как в Казахстане успешно развивается демократия. Они захотели встретиться с теми людьми, которые определяют содержание городского бюджета, и публично передать им свои предложения.

Такая встреча состоялась в начале этой недели. Из числа руководителей городских служб на нее пришел только начальник ГУ «Отдел занятости и социальных программ  акимата Костаная» Владимир РУБИНСКИЙ. Депутатов маслихата в зале не оказалось.

Разговор пошел в русле поиска форм поддержки пенсионеров. Правда, организаторы этого мероприятия решили убедить городское руководство изыскать деньги в бюджете почему-то только для помощи участникам движения «Поколение», но присутствующие в зале не стали акцентировать внимание именно на этом обстоятельстве и выражали обиды по поводу бедственного положения всех пожилых людей, получающих маленькую пенсию.

Говорили и о несправедливой методике начисления размера пенсии, которая обесценила трудовую биографию многих пенсионеров, и о постоянном удорожании продуктов питания, и о многом другом, что делает жизнь безрадостной.

У властей просили льготы, которые как-то сглаживают бытовые проблемы бедной части населения. Просили самое малое: бесплатный проезд в городском транспорте, и опять же бесплатные - посещение раз в месяц бани и парикмахерской. Да еще чтобы в День пожилых людей единовременное поощрение мог получить каждый пенсионер. В том числе и те, чьи предприятия давно уже обанкротились.

Ответ «поколенцы» получили тут же. Владимир Рубинский назвал многомиллионные цифры государственной финансовой поддержки различных категорий малоимущих граждан, которые из года в год растут.  Что же касается бесплатности некоторых видов услуг, то все дело осложняет наличие в этой сфере частного бизнеса. Например, в Костанае все пассажирские перевозки осуществляются предпринимателями и, по словам Рубинского, у государства пока нет механизма использования бюджетных средств для введения своих льгот в таких случаях. Сегодняшние небольшие льготы предоставляются за счет самих перевозчиков. Есть и другие препятствия правового характера, не позволяющие местным властям использовать различные льготы более гибко.

Тем не менее участники встречи свои просьбы в акимат и маслихат решили отправить. Дескать, пусть думают.

Механизмы, скрытые от народа

Знают ли депутаты о проблемах своих избирателей? Этот вопрос мы задали нескольким «маслихатовцам» Костаная, которые уже не первый год участвуют в утверждении городского бюджета

Проректор Костанайского госуниверситета Дюсембай СЕЙТКАЗИНОВ сейчас возглавляет бюджетную комиссию городского маслихата. В качестве положительного примера влияния граждан на принятие бюджета назвал решение проблем микрорайона «Костанай-2». Там, после того как на сходе граждан побывал аким города, отремонтировали некоторые дороги и коммуникации, упорядочили названия улиц. А какова роль народных избранников, которые призваны быть посредниками в передаче нужд своих избирателей в акимат?

Эта тема всегда была болезненной. Депутат Сейтказинов говорит: его коллеги активно обсуждают проект бюджета на заседании бюджетной комиссии, но многие их предложения не проходят из-за отсутствия финансовых ресурсов.

- В 1998-м бюджет Костаная был всего около 1,5 млрд тенге, в этом году он вырос до 13 млрд, - говорит Сейтказинов. - Но денег все равно не хватает.

На его взгляд, это - одна из причин некоторого снижения активности депутатов в последнее время. Им замечено, что избиратели стали реже обращаться за поддержкой к депутатам.

- Наверное, это связано с общим улучшением жизненного уровня людей, но где-то и депутаты виноваты в том, что граждане не верят в наши возможности, - подвел итог сказанному Сейтказинов.

Депутат Владимир БАРАНОВ, в миру редактор газеты «Костанай», считает, что правильно было бы освобождать депутатов от основной работы.

- В маслихате всего 20 человек, и расходы на оплату труда депутатов в городском бюджете можно найти, - утверждает Баранов. - Тогда они могли больше внимания уделять своим депутатским обязанностям.

Правда, при одном очень важном условии: местные власти должны иметь больше возможности распоряжаться теми доходами, которые дают городские субъекты хозяйствования. Сегодня часть  доходов изымается в бюджеты вышестоящих государственных структур и затем в виде целевых трансфертов направляется обратно.

В условиях, когда в Казахстане существуют города и регионы, где расходы не покрываются местными налоговыми поступлениями, ничего более полезного пока не придумали. В таком случае остается быть доказательными в просьбах дать городу деньги из областного или республиканского бюджета для финансирования какого-нибудь крупного проекта. Например, ремонт дорог в Костанае во многом финансируется именно по этой схеме. То же самое происходит и по программе «Дорожная карта». Если взять 2010 год, то по уточненному бюджету доходы в Костанае запланированы несколько больше 16 млрд тенге. Из них 5 млрд - трансферты. То есть почти треть расходов будет покрываться средствами из вышестоящих бюджетов.

Понятно, что при такой ситуации для «выбивания» трансфертов вырастает значение субъективного фактора. Как того, кто просит, так и того, кто принимает решение. И тут начинают работать уже другие механизмы, скрытые от широкой публики. Есть ли там какое-то влияние депутатов? Вряд ли. Ну разве что мажилисменов и сенаторов. И то только тех, кто, как говорится, дверь у министра ногой открывает.

Кто определяет приоритеты?

Однако и 11 млрд нетрансфертных средств тоже деньги немалые. Кто определяет приоритеты при составлении финплана будущего года? Депутаты или акимат? Ответ очевиден. По существующему законодательству проект бюджета составляют органы исполнительной власти, а депутаты лишь утверждают его. Но ведь и акимат тоже чем-то руководствуется в своем проектировании. Насколько адекватно разработчики учитывают потребности населения?

Заместитель акима Костаная Юрий МАХАРИНЕЦ говорит, что все просьбы депутатов, информация со сходов граждан, публикации в СМИ так или иначе берутся во внимание.

- Даже при планировании строительства арендного жилья мы по заявлениям в городской очереди смотрим, в каких квартирах есть большая потребность, - говорит замакима. - Исходя из этого, мы и даем задание на проектирование.

Заместитель акима Костаная Валерий ПОЛЕШКО, отвечающий за коммунальную сферу, добавил, что руководство города получает информацию и с сайта акима, а также во время приема граждан.

- Тут главное - выбор приоритета, - говорит Полешко. - К нам поступает много просьб частного характера или говорят о проблеме одного дома. Нам же прежде всего приходится решать вопросы общегородского масштаба.

К слову, Юрий Махаринец показал список граждан, записавшихся к нему на ближайший прием.  В длинном перечне фамилий только против одной была обозначена общезначимая цель. Этот человек хотел поговорить с заместителем акима по поводу открытия в микрорайоне «Узкая колея» пунктов по торговому и бытовому обслуживанию населения. У остальных были проблемы с улучшением их жилищных условий.

Валерий Полешко тоже показал один документ, имеющий отношение к теме нашего разговора. Это был график восстановления изоляции на трубах теплотрассы.

- «Наша Газета» пишет лишь о нескольких таких случаях, мы же знаем о нескольких сотнях. Они появляются каждый день, и для их ремонта нужно время, - прокомментировал этот график Полешко.

Вопрос приоритетности, действительно, очень важен, и в потоке различных просьб, поступающих от отдельных граждан (или даже общественных организаций) должен быть кто-то, кто обладает полной информацией и ответственностью за состояние дел на вверенной ему территории.

Если говорить об информированности, то, похоже, что в акимате неплохо знают положение в городе. Другое дело - ответственность. Перед кем отвечать за выбор приоритета? А ведь именно этот фактор в условиях многовариантности выбора и определяет зачастую, чему отдается предпочтение.

Среди наиболее болезненных проблем, о которых костанайцы говорили депутатам, было и выделение земельных участков под строительство. Эта тема не имеет прямого отношения к формированию городского бюджета, но в ней отражается истинное положение депутатского корпуса.

Известно, сколько споров в Костанае вызвали строительство банка и театра на территории площади Первоцелинников, закладка мечети на стадионе КГУ (у зданий бывшего сельхозинститута), немало возмущались граждане и по поводу строительства других объектов. Однако ни разу депутаты не воспользовались своим правом направить запрос в соответствующие государственные органы, чтобы ответить, например, на вопрос, для кого строят здание у казахского интерната. На мой вопрос одни отвечали, что это не их  округ, другие намекали, что эти решения принимались не на городском уровне, поэтому тут должен быть задействован другой депутатский корпус. Такого непонимания между властью и гражданами быть не должно.

Схема влияния граждан на планирование городских расходов вроде бы есть. Но жизнь показывает, что она дает сбои. Причина в централизации власти, которая сложилась в Казахстане. Можно долго ждать, когда же у нас будет реальное местное самоуправление, но вот участники движения «Поколение» решили уже сегодня повлиять на будущий бюджет. Почему это не сделать и другим общественным движениям? Да и депутатов пришло время разбудить. Они же в конечном счете будут руки поднимать за новый финансовый план.

ОПРОС

Есть ли возможность у граждан влиять на выбор приоритетов при формировании местного бюджета?

Людмила МАЦУПА, руководитель аппарата областного маслихата, кандидат юридических наук:

-  Приоритеты местного бюджета определяются, исходя из общегосударственных задач и стратегических планов развития территорий. Они складываются годами. Граждане в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» могут влиять на параметры бюджета косвенно - через избранных ими депутатов маслихата. Примером такого влияния на бюджет служит Лисаковский гормаслихат. Там за три месяца до утверждения бюджета его приоритеты и параметры депутаты обговаривают с избирателями в своих округах, а затем проводят публичные слушания в рамках традиционного проекта «Прозрачный бюджет».

Петр КОРЖИКОВ, региональный координатор общественного фонда «Республиканская сеть независимых наблюдателей»:

- После принятия Закона о государственном управлении и местном самоуправлении такая возможность появилась. Но только теоретически. На практике такого нет. В этом мы убедились после проведения мониторинга об информированности граждан о деятельности маслихатов. С одной стороны, сами граждане не проявляют активности по воздействию на своих депутатов и не знают своих конституционных прав, с другой - выяснилось, что некоторые депутаты пришли в представительную власть с целью решения своих, узкокорпоративных интересов. Например, депутат-учитель больше озабочен  получением бюджетных средств для ремонта школы, в которой он работает, а предприниматель ожидает, что с помощью депутатского статуса может получить благоприятные условия для развития своего бизнеса.

Аркадий ДЕНИСОВ, член совета областного филиала партии «Азат»:

- Граждан никто не слушает: ни власть, ни депутаты. Власть спокойно взирает на вырубки деревьев на улицах города,  сомнительные застройки и никак не реагирует на возмущение населения. Депутаты во время выборной кампании много обещают, но потом обо всем забывают. А ведь в Конституции записано, что главный источник власти - народ, а люди во властных структурах лишь уполномочены народом для выполнения определенных функций. Народ должен всегда помнить свои права и требовать их исполнения. Очень эффективной формой воздействия могли бы стать общественные организации и партии, которые аккумулируют мнения людей. Но их ведь тоже никто не слушает.

Ирина АРОНОВА, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан», депутат облмаслихата:

- Такая возможность есть. Хотя бы через публичные слушания, как это делается в Лисаковске. На них любой житель может высказывать свое мнение. Очень важно, что это делается еще до внесения проекта в маслихат, где уже трудно что-то менять радикально. Почему лисаковский опыт не используют в других городах, мне непонятно. Другой способ - партийные фракции в маслихатах. Мы такую создали, но тоже еще не научились пользоваться этой возможностью в полной мере. Во всяком случае у партий есть эффективный рычаг воздействия на исполнительную власть, и это хороший мотив для них стремиться к избранию своих представителей в маслихаты.

Негмет СУХАНОВ, предприниматель, председатель КОСа с 1990 по 1998 годы:

- Реализовать такую возможность сложно. Причина - в отсутствии нескольких уровней управления. Получается, что все вопросы замыкаются на акиме, но он физически не может быть доступным для всех граждан. Просьбы по всем каналам идут стихийно, а приоритеты должны вырабатываться по определенной методике, и делать это нужно специалистам. Проблема решится, если в микрорайонах будут созданы организованные сообщества граждан. Хотя бы по примеру прежних КОСов. Именно они смогли бы вырабатывать конкретные предложения в бюджет, максимально учитывающие мнения граждан.