Уйти от промывки мозгов

Евгений ШИБАРШИН

На ежегодном медиа-курултае, который недавно прошел в Алматы, на этот раз обсудили тему «СМИ в Казахстане: спад, стагнация или рост? Конкурентоспособные СМИ - конкурентоспособная страна». По результатам недавно проведенных исследований состояния казахстанских СМИ 68% опрошенных экспертов оценили их как находящиеся в застое, а 16% считают, что они переживают упадок. Лишь оставшиеся 16% заявили, что наблюдают развитие.

Ни для кого не секрет, что большинство казахстанцев предпочитает чаще смотреть российские телеканалы. Они интереснее. Да и печатная продукция из России в Казахстане имеет огромный спрос. Не говоря уж о том, что материалы российских авторов на страницах отечественных газет и журналов тоже занимают немалое место.

Некоторые выступающие заявили, что такая ситуация создает угрозу информационной безопасности страны. Председатель Комитета информации и архивов Министерства связи и информации РК Болат БЕРСЕБАЕВ привел пример 1994 года, когда в Руанде совершился геноцид народности тутси. Дескать, там не обошлось без СМИ: одна популярная радиостанция в течение месяца до этих кровавых событий призывала местную хунту к уничтожению тутси. Вспомнили и то, как недавно московские телеканалы «мочили» президента Беларуси. А если, дескать, аналогично поступят с казахстанским президентом? Смогут ли казахстанские СМИ противостоять таким «наездам»? Нет. Потому как неконкурентоспособны. Причина в отсутствии профессионализма у казахстанских «акул пера и видеокамеры».

Если говорить о способности к «мочилову», то с последним утверждением я бы поспорил.  В этом деле нашим «борзым» опыта не занимать. Кто не верит, пусть посмотрит статистику судебных исков к журналистам. Другое дело - потуги, направленные на пропаганду «достижений партии и правительства», призванные среди прочих дел еще и мозги граждан промывать. Не они ли загнали отечественные масс-медиа в стагнацию?

Как известно, деньги на это дело идут из госбюджета. Под видом госзаказа «на проведение информационной политики». Судя по тому, что имиджевая составляющая для казахстанских властей стала определяющей в их выживании. Об этой тенденции на упомянутой конференции тоже говорилось, но проблема в том, что желающих отказаться от такой практики поддержки отечественных масс-медиа там оказалось слишком мало.  А это значит, что чиновники с помощью данного инструмента по-прежнему будут держать под контролем большинство СМИ.

Причем этот рычаг не единственный. Если генеральный директор АО «КТК» Арман ШУРАЕВ заявил о свободе данного телеканала от госзаказа, то это еще не означает, что он не ангажирован властью. Вопрос лишь в том, какой именно структурой.

Если конкурентоспособность СМИ выстраивать с точки зрения их способности противостоять информационной «агрессии», этот путь бесперспективный. Равно как и пытаться выглядеть на равных с основными московскими телеканалами и печатными изданиями. Слишком у нас разные «весовые» категории. Другое дело - дать возможность нашим журналистам в полной мере проявить свой талант. Но для этого нужно менять характер взаимоотношений между СМИ и государственными органами. Что в свою очередь невозможно без модернизации политической системы.