Давайте считать вместе

Евгений ШИБАРШИН

С 1 апреля в Костанае в очередной раз повышаются тарифы на коммунальные услуги. Монополисты среди причин этого вновь называют нехватку средств для ремонта устаревшего оборудования. В свою очередь, потребители указывают на огромные потери воды и тепла, которые происходят по вине производителей, а расплачиваться за них приходится гражданам. Разрешить спор в этом вопросе можно было бы, используя приборы учета. Однако их установка затягивается. Кто в этом виноват?

Есть ли выгода?

Директор ГКП «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЁВ считает: кто хотел установить в квартире счётчики расхода холодной воды, давно их поставили. По его данным, в Костанае таких около 30-ти тысяч. Это чуть меньше 40% от общего количества абонентов, заключивших с ГКП договоры.

Найти человека из экономного меньшинства оказалось несложно. Алевтина Чмырёва живёт вдвоём с мужем в 3-комнатной квартире. Приборы учёта  холодной и горячей воды они поставили ещё в 2003-м году, а по газу - в декабре 2005-го. Потратили на это около 11 000 тенге. Счётчики на воду ПКСК поставил бесплатно, а за монтаж газового пришлось заплатить 6700.

- Хочу платить только за то, что мы сами расходуем, - объясняет своё решение Чмырева.

Эффект, на её взгляд, получился ошеломляющим. Например, в прошлом году фактический расход оказался меньше установленной нормы: по горячей воде - в 3,45 раза, холодной - в 3,24, газа - в 2,35 раза. На горячей воде сэкономили 8546 тенге, на холодной - 5376, а на газе - 2277. Причём в потреблении семья себя нисколько не ущемляла.

Тут статистика важна ещё и для того, чтобы убедиться: затраты на приборы учета расхода воды окупаются меньше, чем за год. По газу, правда, времени нужно больше.

Конечно, в каждом индивидуальном случае финансовый результат может быть разным. Директор «Костанай-Су» говорит, что они ведут мониторинг по шести многоквартирным домам, и убедились, что в среднем реальное потребление там близко к установленной норме 5,4 куб. метра на одного человека. Правда, в тех квартирах, где счётчики есть, расход ниже этой величины, а где нет - 6-8 кубометров.

 

Платить по справедливости

Последняя цифра доказывает: люди, которые в реальности расходуют воду меньше установленной нормы, в отсутствие счётчика фактически оплачивают услуги за тех, кто потребляет воду сверх нормы.

Аналогичная ситуация с газом. Директор ГКП «Костанайгаз» Аубакир ТАЙКЕШОВ говорит, что в тех населённых пунктах, где дома обогреваются от маломощных котельных, в холода жильцы отапливают свои квартиры духовками газовых плит. Хотя нормы расходования газа определены лишь для приготовления пищи.

Дискуссии о том, насколько в Костанайской области норма потребления газа соответствует реальному расходу, ведутся давно. В частности, руководитель общественного объединения «Поколение» Геннадий ЛОЗИЦКИЙ считает, что её повышение с 8 куб. метров на одного человека до 16,5 абсолютно неоправданно. По его мнению, местная власть сделала это, чтобы за счёт потребителей покрыть бесхозяйственность поставщиков газа. В этой связи он предлагает чётко разделить нормы расхода и нормы потребления. Первые должны быть установлены для производителей коммунальных услуг, а вторые - для их потребителей и регулироваться тарифной политикой государства. Тогда они не будут оплачивать потери, которые несут поставщики услуг на транспортировке. Если поставщик не справляется с расходами, он должен дотироваться из местного бюджета, считает Лозицкий. Однако при таком подходе, по его мнению, без обязательной установки индивидуальных приборов учёта не обойтись.

 

Монополисты против?

Возникает вопрос: не потому ли счётчики устанавливаются так медленно, что это невыгодно монополистам? Дескать, уменьшится реальное потребление, соответственно и плата. И как тогда этим предприятиям решать свои проблемы? Опять повышать тарифы? Тогда какой смысл в установке счетчиков?

Алевтина Чмырёва такой поворот в будущем допускает. Однако, даже не зная, чем в денежном выражении для неё это обернется, она предпочитает всё-таки платить за то, что лично расходует. Лозицкий, кстати, тоже давно уже поставил в своей квартире приборы учёта и говорит об ощутимой выгоде, но и он считает, что без повышения тарифов не обойтись. Ведь даже если их (тарифы) «заморозить» на какое-то время, то на рост стоимости газа и ГСМ местная власть повлиять всё равно не сможет. Да и зарплату работникам этих предприятий нужно повышать так же, как это делается в других сферах. Иначе там никто работать не будет. Но при помощи счётчиков потребитель получает возможность экономить.

А что сами монополисты думают по этому поводу? Директор «Костанай-Су» говорит, что в случае повсеместной установки счётчиков, конечно, снизятся доходы его предприятия. Хотя расходы останутся на прежнем уровне. Это означает, что тарифы надо будет пересматривать. В сторону повышения. Беспокоит его и то, что, как считает Игорь Киселёв, уже сейчас многие потребители, установившие счётчики, приспособились воду воровать. Тем не менее, и он, и директор «Костанайгаза» говорят, что с установкой приборов учета взаимоотношения между производителями и потребителями коммунальных услуг станут более упорядоченными. И от этого выиграют все.

 

Кто будет платить?

Если у поставщиков в целом положительное отношение к установке счётчиков, тогда кто же этому всё-таки препятствует? Неужели правительство?

В том-то и дело, что оно с 1996 года приняло уже несколько документов, обязывающих монополистов обеспечить потребителей приборами учёта, но дело так до сих пор и не завершено. Главная причина - в механизме финансирования. До 2000 года все правительственные документы обязывали монополистов приобретать и ставить приборы учета за их счёт. Однако, видя бесперспективность такого подхода, Кабмин РК утверждает правила, по которым финансирование производится за счет собственных или заёмных средств предприятий, но в последующем эти расходы возмещаются потребителями через тариф. Правда, всё это должно быть сделано на добровольной основе, через заключение с потребителями соответствующего договора. Это положение закреплено Законом РК «О естественных монополиях». В прошлом году в него внесено дополнение, обязывающее монополистов установить приборы учёта до 1 января 2009 года.

Директор «Костанай-Су» говорит, что для этих целей им нужно 250 млн. тенге - примерно годовой бюджет предприятия. Считает, что при их долгах такой кредит никто не даст. В такой же ситуации находятся и «тепловики». Руководитель «Костанайгаза» тоже утверждает, что при их низкой рентабельности они не способны «потянуть» установку счётчиков. Выход видят только в приобретении приборов самими потребителями. Данный вариант законодательство тоже предусматривает. Вопрос лишь в том, кто по этому поводу будет работать с населением? Председатели ПКСК? Некоторые из них уже пробовали. Говорят, что занятие это малоперспективное. К тому же среди потребителей, не заинтересованных в установке счётчиков, многие живут в отдельных домах, не охваченных ПКСК. Да и людей с низкими доходами, не позволяющими тратиться на покупку счётчиков, тоже немало. При таком раскладе эта проблема ещё долго не будет решена.

 

Что мешает гражданам устанавливать счетчики расхода воды, тепла и газа?

Алмат АЙДОСОВ, председатель ПКСК «Орталык» (Костанай):

- Мы проводили организационную работу с жильцами по поводу установки домовых приборов учёта потребляемого тепла. Для этого нужно собрать с них в среднем по 5000 тенге. Многие не хотят этого. Для одних, более обеспеченных, возможная экономия слишком незаметна, чтобы ещё тратиться на покупку счетчика. Кстати, именно они больше всех сопротивляются, ссылаясь на то, что не хотят себя ограничивать в потреблении, а на оплату по тарифу им средств хватит. У других - нет денег, третьи вообще не понимают, о чем идёт речь. Пришлось эту работу прекратить. На мой взгляд, реально что-то можно изменить, если услугодателям вписывать в договор с потребителями установку приборов учёта как обязательный пункт. Приходить, ставить, а плату потом взимать в тарифе в течение, допустим, года. То, как местные власти обязали нас проводить организационную работу сейчас, всё ставит с ног на голову.

 

Светлана САВЧЕНКО, председатель общественного фонда «Лига потребителей Казахстана» (Алматы):

- Я тут не вижу особой проблемы. Те, кто хотел поставить счётчики, кто хочет платить за реально потребляемые коммунальные услуги, давно уже это сделали. Остальным, наверное, это не нужно. Закон «О защите прав потребителей» запрещает поставщикам услуг делать что-то во вред потребителям. Раз потребитель не видит в приборах учёта нужды, да если ещё их установка нанесёт ему какой-то урон, то никто не вправе ставить их насильно. Если такое произойдёт, то по существующему в Казахстане законодательству потребитель свои права может защитить в суде. Кому это нужно, пусть делает за свой счёт. Нужно монополистам, пусть они и платят.

 

Геннадий ЛОЗИЦКИЙ, председатель общественного объединения «Поколение» (Костанай):

- Мешает высокая стоимость счётчиков. Но кому-то ставить их и невыгодно. Например, в частном секторе у кого-то есть своё подворье и, естественно, там расход воды больше. Много ещё и инертности у людей. Вроде бы и окупаются приборы, но для этого нужно время, а человек хочет получить выгоду уже через месяц. На мой взгляд, и сами монополисты заинтересованы, чтобы приборов было меньше. Во всяком случае, я большого рвения среди них не замечал. Нет в прессе хорошей рекламной кампании. Если бы публиковалось больше материалов о выгоде счётчиков, появились бы и ещё желающие их поставить.

 

Аубакир ТАЙКЕШОВ, директор ГКП «Костанайгаз»:

- Наше предприятие не относят к разряду монополистов, поэтому сроки установки до 1 января 2009 года к нам не относятся. Тем не менее, мы заинтересованы в установке приборов учёта расхода газа тоже. Сегодня в Костанайской области из 151 000 абонентов они есть только у 30 000. Причём в большинстве их имеют те, кто использует газ для работы автономных источников тепла. В первую очередь, люди устанавливают счётчики по воде. Они дешевле, а вода в перерасчёте на одного человека обходится дороже. К сожалению, из-за отсутствия собственных средств мы не можем сами приобретать и устанавливать приборы учёта. Делали это лишь в единичных случаях, для неимущих. Но потом они в течение определенного времени нам эти затраты компенсировали. Так что главная причина - в отсутствии у нас денег.

 

Дархан Жунис, главный специалист управления Агентства РК по регулированию естественных монополий:

 - Причин несколько. Во-первых, большая часть населения до сих пор не осознала выгодность установки счётчиков. Вроде бы все об этом знают, если судить хотя бы по объявлениям о продаже недвижимости, где наличие счётчиков - один из «удорожающих факторов». Вторая причина - многим гражданам невыгодно ставить счётчики, потому что они сдают квартиры целым семьям. Или - прописан в квартире один человек из семьи, а фактически проживает больше. Ещё одна причина, хоть и менее существенная - большой процент социально незащищённых слоёв населения получает государственные льготы, то есть компенсацию по оплате коммунальных услуг. Установят счётчик - лишатся компенсации.