«Живу прошлым, стыдясь сегодняшнего...»

Василий Лановой недавно записал монологи князя Андрея из «Войны и мира»

Izvestia.ru, aif.ru,bulvar.com.ua

75 лет исполнилось популярнейшему российскому актёру Василию Лановому

Его ждала прекрасная Ассоль, он показал, как закалялась сталь. Сыграл в «Войне и мире», «Днях Турбиных», «Семнадцати мгновениях весны», «Офицерах». Но в 90-х, несмотря на то, что талант его не угас и в театре Вахтангова он занят много, список киноролей истончился. Лановой крайне болезненно воспринял наступившие новые времена с их культом бездуховности и подменой самого понятия «искусство».

«Народ обманули»

Вот что сказал он «Известиям» накануне юбилея: «Я украинец, родился и живу в Москве. Корни и здесь, и там. Родные и в России, и на Украине. Как прикажете ощущать себя в этой жизни сегодня - при искусственном возведении границ? И между кем?! Братьями по крови, испокон веков жившими рядом, перемешавшимися родственными связями, отношениями. То же самое могу сказать и о моей жене - Ирине Петровне Купченко. В самом начале перестройки у нас с ней бывали целые политические баталии. Тогда я очень скоро понял, куда клонят новоиспеченные демократы, решившие поделить огромную страну на отдельные «княжества», а она думала, что красивые лозунги о капиталистическом процветании - это правда. Только когда Ирина, как и я, лишилась своей родины и превратилась на Украине в иностранку, она поняла, что ее жестоко обманули. Как обманули весь народ, не спросив у него, как он хочет жить, в какой стране, вместе или раздельно. Я ненавижу любой национализм, как российский, так и украинский. Поэтому, когда почувствовал на съемках фильма «Богдан Хмельницкий» в Киеве, куда меня пригласили на главную роль, что могу стать проводником украинского национализма, - тут же немедленно отказался от этой работы. Как бы я мог после такого фильма, где русские выглядят варварами, завоевателями, людям в глаза смотреть? Ведь с художника многое спросится. И об этом нам, артистам, забывать нельзя. Как, впрочем, политикам тоже».

Детство

На 75-м году жизни народный артист СССР Василий Семенович Лановой выглядит не понурым вопросительным знаком, а бодрым и оптимистичным восклицательным. Прямая спина, зычный голос, орлиный взор. Что ж, пусть советская власть не показала, как кухарка способна управлять государством, зато на примере Ланового явственно доказала: пролетарий вполне может стать непревзойденным принцем или графом.

Кому-то наделенный врожденным аристократизмом и мужественной красотой любимчик дам и режиссеров Лановой кажется баловнем судьбы, а он пошел в первый класс только в 44-м -10 лет от роду. Но окончил с золотой медалью.

Он никогда не жаловался и ни у кого не просил поблажек: даже за то, что после войны отец стал инвалидом второй, а мать - первой группы, и до конца дней практически не передвигалась. Его родители - почти неграмотные украинские крестьяне. Отец перебрался в Москву в1931 году, спасаясь от голода, через год туда приехала мать. Так что родился Василий в столице. 20 июня 1941 года сынишку и двух девочек Лановые отправили к бабушке и дедушке на хутор Стрымба в Одесскую область. И не смогли пробраться к ним целых три года. Родители трудились на нефтехимическом заводе, вручную разливали вредную жидкость для противотанковых гранат. После освобождения Украины мать, уже почти не ходившая, тем не менее отправилась на поезде искать детей.

Василий Семенович вспоминает: «Я бежал, как никогда в жизни не бегал... Пробежав больше полпути, увидел в телеге, двигавшейся мне навстречу, совсем незнакомую, худющую женщину. Я ее, конечно, не узнал и пробежал мимо... Дед, который ее вез, окликнул меня: «Василь, да это же твоя мамка, куда ж ты?..»

На хуторе мальчика чуть не убили. В доме деда квартировал немецкий офицер, очень скучавший по своим детям и подаривший симпатичному постреленку шикарный форменный ремень. «Иду  я в нем по току, - вспоминает Лановой, - и вдруг рядом немецкая машина притормозила. Один из сидевших позвал: «Ком хер, ком хер!», а когда я подошел, на пояс мой показал: дескать, отдай. Я заупрямился: «Не-е, мне подарили», и тогда он взял автомат и выпустил над моей головой веером семь очередей. Это, конечно, был шок: я долго потом заикался».

О Павке Корчагине

Эта роль, точнее сам герой и его автор занимают особое место в жизни Ланового. До сих пор. «Впервые я услышал это имя еще в оккупации, - рассказывал актер, - где-то в октябре 41-го. Мне было 7 лет, и как жителей Бессарабии, нас стали учить румынскому языку (я, правда, из этой науки запомнил только, что писали мы на спине друг у друга). Уроки проходили под присмотром румынского офицера, который все время сидел в классе, но однажды он куда-то ушел, и учитель Иван Иванович прошептал: «Хлопцi, зараз я вам почитаю одну книжку, але якщо хтось на свiтi дiзнається, що я це зробив, мене або вб'ють, або повiсять». Это было тогда запросто... Он открыл старый портфель, достал потрепанный томик и произнес: «Микола Островський «Як гартувалася сталь». Вот когда Павка вошел в мои детские мозги. А на вопрос, как он сегодня относится к коммунистическому Христу, воплотившему дух безвозвратно ушедшей и изрядно поруганной страны, Лановой отвечает: «Уважаю еще больше. Главное достоинство самого Островского - в полном его бескорыстии. Слепой инвалид с диагнозом «окостенение позвоночника», он по реестру написал светлый роман - гимн не эгоизму, а самоотречению человеческому. Именно поэтому, какие бы ни приходили идеологии на смену коммунистической, все равно Павка будет являть собой образец бескорыстия и чистоты. Главный ведь бич сегодня какой? Польза, польза, польза! Деньги, деньги, деньги! Мне кажется, это угрожает уже цивилизации».

Культовых «Офицеров» Василий Семенович называет картиной странной судьбы: «Вначале мы относились к фильму как к любому другому. Но в нем режиссер Роговой и оператор Кирилов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают и все смотрят по нескольку раз. Думаю, секрет в том, что каждое поколение находит в нем свое. Потребность в романтизме, реализме - пожалуйста. Потребность в красоте, в любви - все есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва...»

А самой любимой своей ролью Лановой признает роль короля пляжа в «Полосатом рейсе». Кстати, это единственная комедийная ролька медального красавца.

О семье и работе

«Легкие темы» в интервью Лановой не выносит, тем паче не позволяет обсуждать своих женщин. Его женами короткое время были актрисы Татьяна Самойлова и рано ушедшая из жизни Тамаря Зяблова. Долгие годы счастливого брака связывают его с Ириной Купченко, которую муж уважительно называет выдающейся русской актрисой. В семье двое сыновей, названных в честь Пушкина и Есенина. Один журналист, другой экономист. Оба, по признанию отца, «с брезгливостью относятся к актерству». И родителей это скорее радует. Ведь современное актерство - за редчайшим исключением - сменило суть, предназначение. И одна из самых больших печалей Василия Семеновича, который заведует в родном театральном училище имени Щукина кафедрой сценической речи, является то, «что государство уже не стремится использовать весь багаж, который студенты накапливают в училище. В бесконечных сериалах нет ни одной живой мысли, ни одного настоящего характера. И я, к сожалению, не могу защитить своих студентов от современного мусора в искусстве». Хотя пытается. И не только своих студентов. Бог Ланового - духовность. Он великолепный чтец. И из его уст широкая публика может услышать только подлинно великую поэзию и прозу: Пушкина, которого он считает единственной достойной России национальной идеей, Есенина, Маяковского, Толстого. Недавно он записал диск монологов князя Андрея из «Войны и мира». Шесть часов чистого текста, от которого невозможно оторваться. Потому что у каждого из нас, топчущегося в грязи и суете, настает момент, когда его сбивают с ног и он впервые смотрит в просторы вечности. И думает ровно как князь Андрей: «Как же я раньше не видел этого неба...» Жаль только, что таких, как Лановой, напоминающих нам об этом, один - на миллионы. Не формат.

Прямая речь

У героя Ланового в пьесе «Последние луны», которая и сейчас идет в Вахтанговском, есть  монолог. Пронзительный для людей, которые 15-20 лет назад искренне считали, что мы затеваем что-то очень стоящее: «Я растерял своих друзей, некоторые уже умерли, некоторые закрылись, как и я, в четырех стенах. Живу прошлым, стыдясь сегодняшнего... Мое искусство, высокое и основательное, превратилось в товар для старьевщиков. Золотой ключик, который вручили мне мои учителя, чтобы открывать мир, оказался совершенно бесполезным, у меня под носом сменили замок...»

Фото www.fotoakter.ru