Федя Крюгер из пятого «Б» класса

Предупреждающие надписи есть во всех магазинах, но останавливают не всех продавцов и покупателей

Виталий ХАЛЕВИН

Или воспитание жестокости у детей

Спиртное, сигареты, фильмы, жестокие игрушки - вот среда, в которой  существуют наши дети

Очки, зарабатываемые  на каждом сбитом пешеходе, девушки на улицах города, которых можно облить бензином и поджечь в наказание за то, что вы им не нравитесь. И она, сгорая, раскается, что не была с вами мила.... Приглядитесь к вашему ребенку, сидящему за домашним компьютером: во что он играет?  Что за фильмы он смотрит? И может быть тогда вам станет ясно, почему джин с тоником считается вполне подростковой забавой на любой дискотеке.

Несколько лет назад «Наша Газета»  проверяла, насколько доступны для ребенка в Костанае недетские забавы: спиртное и сигареты. Помнится, едва нашли точку-другую, где продавцы оказались достаточно принципиальными.

С тех пор прошло время. Но изменились ли нравы?

В нашем эксперименте мы пригласили участвовать 13-летнего Олега. В отличие от изображаемого им героя, стремящегося купить водку, пиво и диск с запретным зрелищем, он - парень серьезный. А потому и к этому заданию отнесся творчески. Наш мальчик должен был купить алкоголь, сигареты, видео «погорячее» и компьютерную игру с леденящими душу сценами и четкой маркировкой производителей, указывающей на то, что этот товар не для 13-летнего подростка.

Большие сказали: «Нельзя!»

 На входной двери супермаркета Gros, который расположен в Сити-центре, вывешены предупредительные таблички: продажа сигарет и спиртных напитков лицам моложе 18 лет запрещена. Олег запрет решил проигнорировать и затарил продуктовую корзину шоколадным молоком и бутылочкой крепленого пива, содержащего 7,5% алкоголя.

  - Тебе сколько лет? -  поинтересовалась кассир у Олега.

  - Тринадцать!

  - Пиво тебе продавать нельзя, - строго сообщила кассир и убрала бутылку в сторону. 

Идем в «Бородинский» в надежде, что  там продавцы не столь строги.  Олег попытался купить бутылку водки 0,5 «Медведь». Не тут-то было. На кассе работал face-контроль. Наш подросток явно не был похож на совершеннолетнего, поэтому его тут же попросили отнести спиртное на место.

  - Да это я не для себя беру! Понимаете, к отцу друзья пришли, а выпить нечего. Вот они меня и отправили, как самого молодого, в магазин за выпивкой. Может, как-нибудь можно мне продать водку?- поинтересовался подросток.

Но тут к разговору присоединился охранник магазина. Парень спорить с ним не рискнул,  «Медведь» перекочевал на магазинную полку.

Полный шоппинг  

Не так строго оказалось в магазинах поменьше. В продуктовом магазине «Недорогой», который расположен через дорогу от здания областной прокуратуры, Олегу охотно продали бутылку крепленого пива. Продавец забеспокоилась лишь тогда, когда вспышка фотоаппарата на долю секунды ослепила ее за прилавком. За подростком и фотографом она выскочила следом на улицу и сказала, чтобы здесь они больше не появлялись. В Универсаме по улице Гоголя, который расположен рядом с казахстанско-французским культурным центром,  Олегу продали бутылку джин-тоника с содержанием алкоголя 7,5%. Для чего подросток покупает спиртное,  продавца не интересовало.

С сигаретами оказалось куда сложнее. В трех магазинах, которые находятся  в непосредственной близости от школ Костаная, Олегу их категорически отказались продавать. Зато  в магазине «Майский», который расположен в жилом доме по улице 1 Мая, 65,  продавец поинтересовалась, действительно ли Олег проживает в этом доме. Подросток кивнул.

  - А записка от отца у тебя есть, что ему нужны сигареты? - продолжала  свои расспросы продавец.

 - Ой, забыл! Сейчас принесу!

  - Ладно! Только в следующий раз не забудь. Какие тебе сигареты?

Заподозрила женщина неладное только после очередной вспышки фотоаппарата. Она тут же потребовала вернуть сигареты обратно. Кстати, женщина в том, что дети покупают сигареты, ничего зазорного не видет. Она, например, регулярно в соседний магазин отправляет за ними с запиской свою дочь.

Зачем нужна пачка «Полета» с фильтром 13-летнему подростку, вовсе не интересовало и продавца мини-рынка, который расположен напротив магазина «Юбилейный» по проспекту Аль-Фараби. Олег специально на глазах женщины развернул пачку сигарет. Реакции никакой. И лишь завидев фотокорреспондента, женщина попыталась оправдаться. Мол, я думала, что сигареты он для отца покупает.

Без клубнички, но с ужастиком

Следующий этап исследований порадовал еще  меньше. Если в случае с водкой, пивом и сигаретами мы отметили определенное улучшение ситуации и проследили четкую зависимость: чем крупнее и серьезнее магазин, тем ответственнее продавцы, то с пищей духовной  ситуация оказалась  более запущенной.

Собственно говоря, трудно, если не сказать невозможно, оказалось для Олега купить эротический фильм. Попытки приобрести «клубничку» последовательно провалились: в отделе продажи DVD-дисков магазина «Юбилейный», в  ЦУМе и в магазине Media.

 - А тебе не рано такое смотреть? - поинтересовалась менеджер  Media. - Сколько тебе лет?

 - Пятнадцать! - слукавил Олег.  

На всякий случай девушка еще раз поинтересовалась у своих коллег, можно ли подростку смотреть фильм «Как стать Казанова». Более опытные продавцы отметили, что такое смотреть подростку не рекомендуется.

Между тем Олегу тут же продали компьютерную игру Hell Gate, на упаковке которой написано, что играть в нее лицам до 18 лет не рекомендуется. Но это продавцов магазина Media почему-то не смутило. Как, впрочем, практически всех его коллег из других точек, торгующих товарами для детей. Включая самый продвинутый на сегодня отдел игрушек в ЦУМе.

В магазине DVD-дисков, который расположен напротив «Планеты электроники», эротику Олегу так же не продали, зато охотно вручили диск с фильмами ужасов. На упаковках двух фильмов было указано: «Лицам, не достигшим 16-летнего возраста, смотреть не рекомендуется».

В поисках семи нянек

Просканировать ситуацию оказалось проще, чем найти того, кто контролирует продажу товаров с возрастным ограничением. Сделать это оказалось непросто. В департаменте по борьбе с экономической преступностью нам сообщили, что финансовые полицейские занимаются только расследованием коррупционных преступлений и посоветовали обратиться в налоговую. Оттуда нас переадресовали в акимат, из акимата - в управление предпринимательства Костанайского области. Начальник отдела торговли управления предпринимательства Серик ТЕНТЕКОВ также отметил, что этими вопросами их ведомство не занимается, и посоветовал обратиться в прокуратуру. 

   - В 2008 году таких проверок наши сотрудники не проводили, - сообщила помощник прокурора Костаная Замзагуль БАКИРОВА, - позвоните в областную прокуратуру. Возможно, там вам смогут дать более полную информацию.

Исполняющий обязанности прокурора области Канатбек ИБРАЕВ отметил, что специальной проверки они также не проводили.

Ситуацию с «вредными» играми и фильмами нам хотя бы попытались разъяснить в правительстве.

  - Я знаю, что сейчас готовится какой-то документ по линии минкультуры  и информации. В России давно на товары ставят значки: «Ограничения по возрасту». В Казахстане нет нормативного документа, в котором сказано, что у нас это тоже необходимо делать обязательно, - сообщила зампредседателя комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК Нургайша СУХИПОВА, - хотя, на мой взгляд, такого рода ограничения вводить необходимо. Думаю, если сегодня продавец продаст эротику подростку, то он никакой ответственности за это не понесет.

Сплошные условности

Подобная практика крайне вредна для детской психики, считает  практикующий психолог Игорь ЗУЕВ.

  - Ограничение - это команда для продавцов. И если 12-летние подростки покупают фильм, который до 16 лет смотреть не рекомендуется, потому что в нем много сцен насилия и жестокости, то продавцы не должны продавать такой диск. До 12 лет психика ребенка еще неустойчивая, - отметил Игорь Зуев, - но на это никто не обращает внимания. В рыночной экономике главное - сбыт и прибыль. Подростки фильмы и игры, на которых стоит ограничение по возрасту, просят покупать своих старших сверстников.

Причинно-следственную связь между нападением ребенка на прохожего и регулярным просмотром фильмов со сценами насилия, по мнению психолога, выстроить крайне сложно. Но установленный факт, что некоторые анимационные японские фильмы из-за мелькания ярких цветных кадров могли спровоцировать у детей эпилепсию. Еще у всех в памяти массовый психоз малышей после просмотра эпизода из детского сериала Pocemon. После этого в Японии стали ставить возрастные ограничения на фильмы и компьютерные игры.

-  Существуют специальные комитеты, которые изучают созданные игры и фильмы и обязуют разработчиков ставить возрастные ограничения, - отметил Игорь Зуев. - Например, в Европе родители могут подать в суд на магазин, если продавец продал запрещенную игру или фильм их ребенку. У нас в Казахстане  законодательство не приспособлено под это. В итоге родителям некуда пожаловаться. Конечно, следить за детьми - их обязанность. Но пока мама с папой пропадают на работе, их вчера еще благополучный ребенок вновь бродит по ужасному виртуальному городу из компьютерной игры Silent Hill с сигаретой во рту, бутылкой пива и дубиной в руках в поисках своей истины.

В России

В России с учетом зарубежного опыта введена возрастная классификация информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей. Выделяются 5 возрастных категорий информационной продукции: «Универсальная», «С 6-ти лет в присутствии родителей», «С 12-ти лет», «С 16-ти лет», «С 18-ти лет», а в соответствии с ней - различные  требования к содержанию информационной продукции, разрешенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних. 

В США и Европе

Компьютерным играми присваивается рейтинг. При торговой палате США создана специальная независимая организация ESRB, которая занимается маркировкой компьютерных развлечений. Игры делятся по принципу: детям до 12, 13, 16, 18+. Плюс каждый виртуальный продукт получает маркировку о наличии в нем сцен насилия и эротики. Половина игр получает рейтинг «Е», остальные - менее доступны для юных покупателей. Коробки с жестокими играми в США и Европе продаются исключительно в специализированных магазинах

ОПРОС

Кто должен контролировать продажу товаров с ограничением по возрасту?

Багила БАЙМАГАМБЕТОВА, депутат Мажилиса Парламента:

  - В первую очередь полицейские обязаны строго следить за тем, чтобы алкогольная продукция и сигареты не были доступны в магазинах для подростков. Ответственность должны нести сами продавцы. Сегодня ряд законодательных актов направлены на защиту детей. И если продавец продает им спиртное, то должен нести ответственность по всей строгости закона. Хотя практика показывает, что продавцы часто закрывают глаза на законодательство ради собственной выгоды и продают несовершеннолетним  товары с ограничением по возрасту. Помимо этого местные власти должны строго следить за тем, чтобы торговые точки не были расположены рядом с образовательными учреждениями.

Игорь ЗУЕВ, практикующий психолог:

 - Я считаю, что  должна быть создана специальная комиссия, которая бы отслеживала реализацию товаров с ограничением по возрасту. Сегодня ряд организаций  следят, чтобы детям не продавали эротических фильмов. Но продавцы заранее осведомлены о предстоящей проверке и убирают такие фильмы с прилавков. После проверки - все вновь на витрине. Думаю, что необходимо создавать серию специальных передач, снимать социальные ролики, в которых объяснялось бы, что творится с молодежью, когда такие фильмы попадают к ним в руки. Пусть созданная на бюджетные средства комиссия не будет осуществлять рейдовые проверки, но по крайней мере проследит, чтобы в прессе выходили материалы о вреде продажи товаров с ограничением по возрасту несовершеннолетним. 

Наталья НОВОДВОРСКАЯ, председатель Ассоциации детских и молодежных организаций:

  - По большому счету всегда виноват взрослый, который, не соблюдая закон, позволил себе продать подобную продукцию. 4 года назад в Лисаковске создавалось общественное объединение, которое контролировало деятельность таких пунктов продаж. Все это снималось на скрытую камеру, потом транслировалось по телевидению, результат был, и неплохой. Наблюдения НПО показали, что, как правило, в крупных магазинах такого нет, там за этим строго следят. Подобное происходит в маленьких магазинах, где зачастую у продавца нет никаких моральных устоев. Чтобы заработать, он идет на нарушение. Выход - развивать социальную рекламу. Не надо пропагандировать действия «не пейте», «не курите». Запретный плод всегда сладок. Лучше пропагандировать конкретный вид спорта и участие детей в нем.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ, директор департамента по защите прав ребенка:

  - Это один из актуальных вопросов. Пока какого-либо нормативного документа, регламентирующего жесткий контроль по распространению такой продукции, отсутствует. Органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав, лицензирования фильмов, записанных на CD-дисках. Органы прокуратуры, внутренних дел - контролируют законность и условия реализации. А сегодня в магазинах CD-диски продаются без ограничений по возрасту. Как утверждают детские психологи, компьютерные игры отрицательно влияют на психические способности ребенка, а если несовершеннолетнему обеспечен доступ  к любым из них, то мы рискуем потерять ребенка.

Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель ОФ «Помощь»:

  - Если есть закон, то его исполнение должны контролировать правоохранительные органы. Следовательно, следить за отпуском товаров с ограничением по возрасту должны полиция и прокуратура. Общественный контроль здесь играет опосредованную роль. НПО не в праве взять на себя функции прокуратуры и следить за соблюдением законности. Другое дело  и другой вопрос: почему же правоохранительные органы не следят за этим?