Скрежет и визг

По звукам делать диагностику

В прошлом номере «НГ» мы говорили о том, как по характерным звукам определяются неисправности в автомобиле. Разговор на эту тему продолжает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- На двигателе устанавливаются различные агрегаты, в работе которых тоже бывают сбои. Например, вы услышали сухой скрежет в месте расположения водяного насоса или генератора. Такое происходит, когда разрушается подшипник. Если это случилось с водяной помпой, которая вместе с генератором приводится от коленвала отдельным ремнем, то можно снять ремень и поэтапно, чтобы не допустить перегрева охлаждающей жидкости, доехать до ближайшего места ремонта. Имейте в виду, что в таком случае генератор тоже не подает энергию, и автомобиль все это время будет работать на аккумуляторе. В зависимости от степени зарядки батарей, на движение в таких условиях их может хватить не более чем на 20-30 минут. В случае, когда водяной насос приводится тем же ремнем, что и распредвал, при появлении вышеупомянутого звука двигатель необходимо сразу заглушить. Иначе погнете клапаны. Машину в такой ситуации можно только буксировать.

Те же самые рекомендации - и при разрушении подшипников генератора. При разрушении подшипников названных агрегатов можно услышать и писк. Но он может возникать и тогда, когда слабо натянут ремень привода генератора. Если вы слышите постоянный свист под капотом, это означает, что, минуя впускной тракт, идет подсос воздуха. Нужно проверить все воздушные патрубки. Если соскочил патрубок от воздушного фильтра к двигателю, то мотор при таком режиме работы можно быстро «кончить».

Если при запуске двигателя коленчатый вал не проворачивается и из места установки стартера слышен визг, значит, неисправна обгонная муфта стартера (так называемый «бендикс»). До тех пор, пока вы не замените муфту, трудности по запуску двигателя будут продолжаться.

Если визг слышен при нажатии на педаль сцепления, а после отпуска педали шум исчезает, это означает, что отслужил свое подшипник муфты сцепления. Такие ситуации возникают в автомобилях с механической коробкой передач. Бывают ситуации, когда во время движения из области расположения коробки передач слышен общий шум. Такое возможно, когда изнашивается подшипник или шестерни. Особенно этот звук усиливается при движении «накатом» с включенной передачей. Если шум возник внезапно во время движения, нужно сразу остановиться и буксировать автомобиль к месту ремонта. Иначе повышается вероятность, что придется менять всю коробку передач.

Металлическое «клацание» в нижней части автомобиля, когда он трогается с места - показатель того, что не все в порядке с крестовиной. Ехать можно, но в ближайшее время обязательно нужно проверить состояние крестовины и прочность ее установки. Внезапно появившийся шум в районе редуктора заднего и переднего мостов должен вам сигнализировать о необходимости немедленной остановки. Чтобы не рисковать, движение лучше продолжить, прибегнув к услугам эвакуатора.

Когда изнашиваются подшипники ступиц колес, то с той стороны появляется рокот - будто ролики перекатываются. Этот шум хорошо слышен во время начала движения. Если колесо не приводное, то, подняв автомобиль домкратом, проверните его, и этот звук будет слышен более отчетливо.

Будьте внимательнее к звукам, которые слышны от ходовой части во время проезда автомобиля по дорожным неровностям. Стуки, которые вы услышите, могут подсказать вам необходимость проверки состояния шаровых опор и наконечников рулевых тяг. Если во время езды по щебню вы чувствуете стук на рулевом колесе, это говорит о повышенном зазоре в рулевой рейке. Бывают стуки и от износа резиновой подушки двигателя в месте крепления его к раме. Услышав эти звуки, нужно сразу же определить их источник. Двигаться в таких случаях можно, но скорость сбавить и очень осторожно проезжать через препятствия. После чего обязательно обратиться за помощью на СТО.