Костанайские двухэтажки подключаются к программе ремонта жилья

Около 200 таких домов в Костанае оказались не вовлеченными в программу модернизации ЖКХ

Евгений ШИБАРШИН

20 июня 2012, 13:40 |  Государство

«НГ» уже рассказывала о проблемах реализации государственной программы модернизации ЖКХ. Главное препятствие – неверие собственников квартир, что их деньги, собранные на капитальный ремонт их дома, не будут разворованы. Однако в Костанае появились примеры, когда жильцы сами проявили инициативу, и там уже начаты ремонтные работы.

«У нас капитализм - нам никто не поможет»

Самое интересное, что это как раз те дома, где сотрудники акимата не проводили никакой разъяснительной работы. Более того, там живут далеко не благополучные в материальном отношении семьи, чтобы раскошелиться на финансово емкие ремонтные работы. Да и сильны еще среди жильцов этих домов ожидания, что государство наконец-то вспомнит о них и выполнит обещание о ремонте, которое прозвучало еще во время компании по приватизации квартир.

Но, похоже, там подросло новое поколение, которое больше верит в собственные силы, чем в альтруизм государства. В этом мы убедились во время встречи с жильцами «двухэтажки», что на улице Бородина, 186.

- Некоторые люди, - особенно пожилые, - говорят: государство должно делать бесплатно, а я говорю: Советский Союз умер, бесплатное умерло, сейчас у нас капитализм и ничего не будет, только сами можем себе помочь, - так пояснил свою позицию старший по дому Валерий ЯКУШЕНКОВ.

Когда-то они были в составе ПКСК, но ремонта никакого не было, а дом из года в год разрушался, и уже во время дождя приходилось под течь с потолка ставить тазик.

- Только одну квартиру из всего подъезда не заливало, - продолжил Якушенков. – Выход один: или дом развалится или делать ремонт. Ждать помощи не откуда, только самим.

Нужно отметить, что опыт самоорганизации ремонта у них уже был. Глядя на равнодушное к ним отношение со стороны ПКСК, жильцы прекратили вносить туда плату и заявили о выходе из кооператива. Но при этом руки не сложили, а попробовали собрать деньги на подключение дома к горячей воде. Получилось. А тут уже и крыша «достала», и подъезды – сплошь фанерные заплаты, и поскольку отмостка у стен даже воспоминания о себе не оставила, то дождевая и талая вода начала размывать фундамент.

Прикинули стоимость ремонта. Оказалось около 4 млн. тенге.

- Собрать столько денег со своими зарплатами не можем в принципе, - сказал Валерий. – Копить лет 10? За это время крыша развалится, вырастут в цене стройматериалы, станут дороже услуги строительных компаний. Будем собирать 10 лет, и нам этих денег не хватит.

А тут в СМИ прошла информация о программе модернизации ЖКХ, по которой государство выделяет кредит на очень выгодных условиях. Прикинули: если взять кредит на 15 лет, то в месяц нужно вносить плату по 3 200 тенге с квартиры. Условия приемлемые. Почему не с квадратного метра, а с квартиры? Много спорили по этому поводу, но решили, что так будет справедливее. Правда, собственник одной квартиры (в доме 12 квартир) вообще не согласился сдавать деньги. Он свое жилье сдает в аренду, живет в другом месте и, очевидно, проблемы жильцов этого дома его не волнуют.

- Нам посоветовали в таком случае подать на него иск в суд, что мы и сделаем, - заявил старший по дому.

Нельзя сказать, что оформление документов на получение кредита прошло безоблачно. Дело, когда объект кондоминиума регистрируется (без этого кредит не получишь) не ПКСК, а инициативной группой жильцов, для Костаная оказалось новым. Если в органах юстиции после нескольких исправлений поданных документов регистрация все-таки состоялась, то были проблемы с изготовлением печати, да и договор о предоставлении кредита слишком долго подписывался в Астане. В итоге – жильцы начали активно «шевелиться» еще в феврале, а деньги на счет своего объекта кондоминиума получили только в начале июня и только сейчас начали завозить материалы.

Что касается поиска подрядчиков, то сами устроили им конкурс. По рекламным объявлениям нашли одного. Он приехал, посчитал, и сказал, что весь объем запланированных работ выполнит за 3,5 млн. тенге, но без отмостки. Жильцы попросили у него посмотреть смету, он заявил, что они все равно в этом ничего не понимают. Пришлось с ним расстаться. Потом был еще один кандидат. Тот запросил 4,5 млн. тенге. Тоже не подошел. С третьим договорились на 3,9 млн. Проверили его репутацию – отзывы получили хорошие. К тому же подрядчик предложил заменить материал кровли на более качественный. Он, конечно, дороже, но стоимость работ по этой причине подрядчик не стал повышать.

В нашем разговоре с Якушенковым участвовали и другие жильцы. Сергей ВЕСЕЛКОВ посетовал, что слишком долго решался вопрос о спиле двух старых тополей, ветки которого уже легли на крышу и мешали ремонту. Но благодаря поддержке акимата, проблему, все-таки, решили, взяв на себя обязательства до осени два дерева посадить взамен.

В целом жильцы с благодарностью говорили о помощи, которую им оказал в отделе ЖКХ акимата Валерий Абишев, да и в СПК «Тобол», через который идет финансирование ремонта, они находили понимание.

На вопрос, кто будет контролировать ход работ, а также использование денег, Валерий Якушенков ответил, что все прозрачно, качество работ может проверять каждый собственник квартиры, плюс ко всему они наняли профессионального эксперта по техконтролю, который будет ставить свою подпись в акте приема выполненных работ.

Энтузиастов на всех не хватит

Пример этот оказался не единичным. В том же микрорайоне («Клуб строителей») уже начат ремонт другой двухэтажки (ул. Рабочая, 145). Старшая по дому Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ начала «уговаривать» своих соседей на ремонт в конце февраля, и они уже имеют возможность наблюдать, как строители меняют давно битый шифер на новую черепицу.

- Сейчас жильцы вечером выходят на улицу и любуются обновляемой крышей, - говорит Гайворонская. – Мы так уже привыкли, что никому в городе не нужны, что все рушится и ничего нельзя сделать. А вот оказывается не все еще потеряно. Все-таки это большое дело, когда видишь, что твои деньги не пропали, а пошли в нужное дело.

В этом доме 8 квартир, а ремонт они решили выполнить более, чем на 8 млн. Перечислять на счет объекта кондоминиума договорились по 101 тенге за квадратный метр квартиры. В месяц на одного хозяина приходится в стреднем около 6000 тенге. Чтобы обо всем договориться, пришлось провести около 15 собраний. Но и здесь хозяин одной квартиры отказался участвовать в программе. Если он не изменит свое решение, Гайворонская пообещала через полгода подать иск в суд. Она надеется, что государство в таких случаях использует все инструменты административного воздействия, чтобы кредит, взятый жильцами этого дома на 15 лет, был возвращен.

145-й дом тоже когда-то входил в ПКСК, но, не дождавшись возврата своих взносов в виде хотя бы косметического ремонта, жильцы ушли в «свободное плавание». Опыт целевого сбора средств у них уже есть, поэтому приняли решение на счет своего объекта кондоминиума вносить денег чуть больше, чем потребуется на запланированный ремонт. Нужно еще благоустроить двор, да и мало ли какие работы понадобятся в самом доме.

О приведении в порядок двора, кстати, говорили и жильцы дома на Бородина. Там газовики два года назад прокладывали свои коммуникации. Газ в квартиры так и не дали, но грязи во дворе добавили. Валерий Якушенков надеется, что благоустройство их двора включат в городскую программу «Наш двор». С чем и собирается официально обратиться в акимат Костаная.

Возможно, его настырность, желание все довести до конца и в этом случае даст свой результат. Кстати, старшим по дому он, можно сказать, работает на общественных началах. Жильцы решили немного приплачивать ему за хлопоты, которые он проявляет, но это не источник доходов семьи. Лишь посменный график на основной работе позволяет Якушенкову заниматься общедомовыми проблемами. Та же история и у Натальи Гайворонской. Она индивидуальный предприниматель, и, похоже, обладает организаторскими способностями. Но ей тоже пришлось немало времени и усилий потратить на преодоление множества бюрократических «обязаловок». Но много ли таких людей в других аналогичных домах?

Начальник КГУ «Отдел жилищной инспекции акимата Костаная» Алмат АЙДОСОВ сообщил «НГ», что в областном центре 215 домов, которые содержаться на основе так называемого самоуправления. То есть примерно каждый пятый дом в Костанае сейчас находится вне зоны влияния ПКСК. До последнего времени специалисты акимата разъяснительную работу в основном проводили на собраниях жильцов больших домов, которые в основном обслуживаются ПКСК. Сравнивать их с двухэтажками было бы некорректно, - там в каждом доме больше квартир, а значит и организовать людей сложнее, но, если в ПКСК хоть кто-то есть, кто может и знает, как зарегистрировать объект кондоминиума, то в «самоуправляемых» домах - сплошная самодеятельность. Хотя именно эти дома больше всего сейчас нуждаются в капитальном ремонте.

Несколько лет назад «НГ» публиковала материал об истории с обвалившимся кирпичным фасадом на «двухэтажке» по ул. Мауленова, 7. Тогда в городском отделе ЖКХ однозначно ответили, что дом не аварийный и ремонт должен делаться на средства собственников квартир. Жильцы с таким подходом не согласились, надеясь, что придет время, когда ремонт все равно будет сделан за счет государства.

Время прошло, но порядки по содержанию жилья остались те же. Государство только решило помочь выделением «дешевого» кредита на ремонт. А что же хозяева квартир? В доме на Мауленова мы встретились с Иваном БЕНДЕРОМ. Выяснилось, что он там остался единственным старожилом. О программе модернизации ЖКХ слышал и даже в качестве строителя делал ремонт дома на углу Тарана – Урицкого, но о возможности ремонта своего дома даже не задумывался.

- А с кем тут решать? – задает сам себе вопрос старожил. – Тут постоянно люди меняются. А хозяин одной квартиры живет в другом городе и сдает ее в аренду. К тому же дом сборно-щитовой и ремонту не подлежит.

Надеяться, что в каждой «двухэтажке» найдутся свои энтузиасты наивно. Но уже сейчас очевидно, что пока в более благополучных микрорайонах народ браскачивается, в секторе малоэтажных застроек работу можно активизировать. Все-таки, там объемы поменьше, выполнить их можно быстрее, зато эффект от них - максимально ощутимый. 


Какие меры помогут вовлечь жителей «самоуправляемых» домов в программу модернизации ЖКХ?

Артем БАБАКОВ, директор КФ АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ»:
- К сожалению, многие люди до сих пор придерживаются мнения: «квартира - моя, а дом – не мой». То есть, все зависит от сознания собственников квартир. К тому же они никому не верят. У нас есть примеры, когда некоторые жители выступали против участия в программе по ремонту жилья. Но стоило им подробнее рассказать о механизме финансирования, о роли собственников в определении видов работ и возможностях контроля с их стороны за расходованием денег на ремонт, как они меняли свое отношение. Поэтому в СМИ нужно публиковать больше материалов, разъясняющих основные положения этой программы. В конечном счете собственники квартир должны сами все организовывать.

Людмила ПРУТЯН, председатель КСП «Ветеран-36»:
- Мы еще живем привычками советского времени, когда за нас все делало государство. Такая у нас сложилась психология. А еще у нас распространен «пофигизм» - когда проблемы, с которыми мы сталкиваемся, никто решать не хочет, а надеется на «дядю». Добавляет ко всему и сплошная правовая безграмотность. Чтобы все это исправить, нужно время. К тому же я на личном опыте убедилась, что заниматься управлением дома – дело очень хлопотное. Все приходится делать самому: ты и бухгалтер, и грузчик, и механик, и строитель. За это берется не каждый. Я уже сколько лет говорю о необходимости учить этих людей, но пока ничего в этом направлении городом не делается.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:
- Разъяснительная работа вроде бы проводится большая, но в этих домах должны быть инициативные люди, которые способны взять на себя эту работу. А они если и есть, то не знают, как это сделать. К тому же их отпугивают бюрократические барьеры, с которыми придется столкнуться. Значит, бюрократию нужно свести до минимума. Что касается инициативных граждан, то к их поиску могли бы подключить НПО. Это можно было бы сделать выделением специальных грантов из местного бюджета, которыми финансировать НПО для проведения правового просвещения населения. В ходе этой работы и выявлялись бы инициативные люди.

Алмат АЙДОСОВ, начальник КГУ «Отдел жилищной инспекции акимата Костаная»:
- К каждому такому дому нужно подходить индивидуально. Уже есть примеры, когда объект кондоминиума не регистрируется, потому что в документах нет данных по кому-то из собственников квартиры. Чаще всего эти собственники находятся за пределами города или даже страны. Можно бесконечно его искать, а дом будет разрушаться. Для таких случаев нужно принять официальное решение о возможности регистрации. А потом соответствующие госорганы должны заниматься поиском собственника и решать вопрос с квартирой, как это определено законодательством. Чем меньше подобных формальных препон, тем больше вероятность включения граждан в программу модернизации ЖКХ.

Владимир СПИЦЫН, ветеран труда:
- Мы научились квартиры продавать и менять, но еще не умеем их ремонтировать. А пора и этому научиться. Никто за нас этого делать не станет. Наш 5-этажный дом несколько лет назад вышел из ПКСК, и мы на свои деньги отремонтировали подвал. И то с большим скандалом. На большее никто не соглашается. Люди очень инертны. У меня сложилось мнение, что до тех пор, пока их не «припрет», никто не пошевелится.