Юрий БОНДАРЕНКО: «По силам ли будет тому, что мы называем Капитализмом, сохранить наследие Победы?»

«Нужно, чтобы хоть что-то из того, за что сражались в годы той войны, продолжало жить»
15 мая 2012, 09:56 |  Общество

"Наша Газета". Эта, дошедшая к нам из прошлого фраза, не только стала афоризмом, но с каждым десятилетием наполняется все более глубоким смыслом. Вполне понятно, что если бы во Второй мировой победил фашизм, то в какой-то иной, уже не наш День Победы, славили бы совсем иное. Но, слава Богу, история распорядилась иначе. Однако остается вопрос: как мы сами распоряжаемся тем, что нам подарили сверхчеловеческие усилия и жертвы наших отцов и дедов?

Увы, который раз приходится слышать потоки слов о том, что в ту войну мало кто хотел воевать за изверга (для непонятливых – Сталина), от того, мол, и пленных - тьма, а уж военные потери, так те и вовсе ничем не могут быть оправданы. С другой же стороны нас развлекают боевичками а-ля Голливуд, где недалекие или проницательные «немцы» всякий раз эффектно садятся в лужу. Первое у меня вызывает брезгливость, второе – грусть.

Есть, конечно, и серьезнейшие работы. Например, книги памяти, которые у нас издает совет ветеранов (а ведь этим занимается не он один) вызывают у меня самое искреннее уважение. Одна закавыка: кто и как их читает? Будем надеяться, что кто-то все же и читает. Но, как анекдот, во время беседы на площади у акимата - как раз 9 мая - прозвучали слова интеллигента-медика о том, как он задавал студентам одного из частных вузов вопросы: «В каком году Чингиз-хан победил Наполеона?» и «В каком году Паулюс был взят в плен под Ленинградом?». Оба раза, даже не задумавшись, будущие обладатели дипломов говорили, что точной даты не помнят. Да и как запомнить и отсеять фальшь, фантазии, гипотезы от фактов при том объеме школьных часов, которые уделяются изучению той войны?

Но главное, как мне кажется, даже не в этом. Объемы часов и дальше будут меняться, а история постоянно переосмысливаться. И здесь всегда будет повод для разговора, что вовсе не означает, что кто-то будет обязан вновь и вновь кричать: «Караул!». Куда важнее сохранить сами плоды Победы. Для этого нужно, чтобы хоть что-то из того, за что сражались в годы той войны, из тех ценностей, образцов и идеалов, продолжало жить. Ведь сколько было побед, держав и цивилизаций за тысячелетия письменной истории человечества. Но памятно прежде всего то, что сумели сохранить либо прямые потомки вершителей истории, либо те племена и народы, которые, словно эстафетную палочку, подхватили достижения культуры, эпос, сказания о героях. Тот же, кто проигрывал в борьбе за живучесть своей культуры и цивилизации, проигрывал и историческую память.

Казалось бы, банальность. Но вот по силам ли будет тому, что мы называем Капитализмом и Рынком, причем реальным, а не идеализированным, сохранить наследие Победы? Для меня это вопрос отнюдь не риторический. Как сохранить это наследие там, где ценность всего и даже окрапленных кровью боевых наград, измеряется деньгами, где ветерана и просто старика легко избить и унизить? Достойная жизнь - это же не просто достойная зарплата, хотя и она очень даже нужна. Достойная жизнь – это, прежде всего, пусть и не идеальные, но достойные люди, не способные  топтать беспомощного и слабого.