Евгений ШИБАРШИН: "Чем дальше в лес…"

«Споря о ТС, аналитики обходят вопрос - а есть ли у Казахстана альтернатива?»
23 апреля 2013, 10:56 |  Общество

Казахстанские эксперты подводят первые итоги участия страны в Таможенном союзе и находят сплошные «минусы». Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, например, в статье «Кому в ТС жить хорошо» на сайте zonakz.net пишет, что в 2012 году экспорт из Казахстана в страны ТС сократился на 3,7%. 

Но реальный объем экспорта с учетом инфляции, по его оценке, уменьшился на 11,7%. Что касается импорта в Казахстан из стран ТС, тут картина обратная – 11,7% роста. С учетом падения цен по импортным поставкам - даже на 14,1%. Его анализ по основным группам товаров показывает, что казахстанские производители везде явно не дотягивают до коллег из Беларуси и России.

Того же мнения придерживается и директор Группы оценки риска Досым САТПАЕВ, который на международной конференции в Алматы, отметил: «прежние надежды и прогнозы наших властей на то, что ТС откроет для казахстанских предпринимателей 153-миллионный рынок сбыта, не оправдались».

- В последнее время даже на официальном уровне среди провластных политиков все чаще стали звучать тревожные нотки о том, что идет вытеснение казахстанской продукции с российского рынка, где используются нетарифные методы регулирования, - заявил политолог.

Какие выводы можно сделать после таких неутешительных итогов?

- Так долго продолжаться не может, - пишет Худайбергенов. - Партнеры в рамках ТС должны продемонстрировать готовность пересмотреть условия участия Казахстана в ТС, в рамках которых выгода достается всем сторонам. И если такой готовности нет, то нет смысла в такой интеграции.

Сатпаев больше говорил об угрозах, которые могут помешать интеграции в рамках ТС. Среди них и неподготовленность Казахстана к вступлению в этот союз, и предстоящая смена власти, а также увеличение доли казахского населения и молодежи, родившейся после развала СССР. В этой связи он считает, что «одним из приоритетов для Казахстана является более тесное взаимодействие со странами Центральной Азии, потому что рисков и угроз в нашем регионе намного больше».

Рассуждать о том, кто сейчас больше выигрывает или проигрывает от участия в ТС, можно долго. Равно как и спорить о радужных перспективах Казахстана в рамках этого интеграционного проекта. Но аналитики почему-то обходят стороной главный вопрос - а есть ли у Казахстана альтернатива? 

Нет, в принципе они такую возможность рассматривают. Тот же Сатпаев ссылается на политолога Константина Сыроежкина, который предполагает, что для Казахстана есть и другие интеграционные проекты: «Большая Центральная Азия» под патронажем США, зона свободной торговли в рамках ШОС, лоббируемая Китаем или пантюркизм, который пытается реализовать Турция. Но будем объективны: разве уже сейчас внутренний рынок Казахстана на забит товарами из Китая и Турции? Или кто-то думает, что казахстанский бизнес в конкуренции с предпринимателями из этих стран более устойчив?

Складывается впечатление, что даже трезвомыслящие казахстанские эксперты начинают поддаваться «обаянию» идеологии национал-патриотического движения. Похоже, фантом Российской империи оказался достаточно живучим. Или кому-то очень выгодно постоянно его воспроизводить.