ПрезЕНТ для отечественного образования

Единое национальное отныне в прошлом

Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Николай СОЛОВЬЕВ, photo@ng.kz (фото)

Скандалы вокруг единого национального тестирования не вызовут его отмены, разве что тестов станет больше

Об этом официально заявил на этой неделе министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев. Между тем еще неделю назад в разгар сдачи ЕНТ чиновник говорил о его несостоятельности. Заявление вызвало бурю эмоций у общественности, особенно у выпускников, которые в этом году вновь столкнулись с некорректными вопросами и технологическими сбоями.

Как это было

5 июня. Костанай. На площади перед зданием КГУ родители и те выпускники, что уже прошли испытания. Остальные по-одному и мелкими групками просачиваются на улицу из здания университета. Ребята не реагируют на замечания дежурных «осторожно, ступенька», периодически ломятся не в те двери и забывают в аудитории документы, удостоверяющие личность. Кто-то не может сдержать слез от разочарования, кто-то от радости. За плечами пяти с лишним тысяч парней и девчонок остался учебный год и 36 пробных ЕНТ. По словам выпускников, в этом году правила сдачи ЕНТ они узнали в последний момент.

- Сначала нам говорили, что у нас будет блоковая система. Затем сказали, что будет 8 вариантов ответов на 1 вопрос. За два дня до начала ЕНТ мы толком не знали, как подавать на апелляцию. Мне попался некорректный вопрос по физике. График в задании был начерчен неверно, - сообщила выпускница СШ№20 Меруерт АУБАКИРОВА. - Я считаю, что выпускник должен на выбор сдавать либо выпускные экзамены в школах, либо ЕНТ. Те, кто будут сдавать экзамены традиционным способом, должны на равных условиях со сдающими ЕНТ поступать в вуз.

Шок - это по-нашему

С 2004 года, когда ввели ЕНТ, и по нынешний день, мы так и не научились избегать некорректных вопросов и технологических сбоев. Скандал этого года - наглядное тому подтверждение. Проверяющие в Национальном техническом университете Алматы перепутали два варианта теста. По этой причине около 70% абитуриентов не набрали даже минимального количества баллов. За 4 года ни одна реформа в ЕНТ не способствовала упрощению процедуры сдачи тестирования. Напротив, мы пришли к тому, что, начиная с десятого класса, ЕНТ практически стал дополнительным школьным предметом. Методике его сдачи учат платно и бесплатно, а в одиннадцатом пробные тесты писали в этом году едва ли не каждую неделю.

Выпуск 2008-го стал первопроходцем учебной программы, которая была составлена на основе казахстанских учебников. Последние несколько лет с ними в стране была колоссальная напряженка. При подготовке к ЕНТ одиннадцатиклассникам приходилось надеяться только на копии из дополнительных методических пособий и на репетиторство. За то и другое надо платить. По словам родителей, за весь учебный год их дети испытали несколько стрессов. Но самый сильный шок, считают они, выпускники получили перед входом в пункт приема ЕНТ.

- Мы своих детей не в зону отправляем и не через государственную границу, а на экзамен, - возмущалась мама выпускницы Костанайской СШ №20 Нелля АУБАКИРОВА, - Ррбят тщательно досматривали при помощи металлоискателя. Моя дочь с утра не знала, что ей надеть. «А вдруг что-то запищит! А вдруг меня удалят из аудитории», - паниковала она. Утром во время сбора выпускников стражи правопорядка начали при всех выяснять отношение с организаторами тестирования. Ребята думали не как сдать ЕНТ, а как попасть без проблем в аудиторию.

Несмотря на тщательный досмотр, некоторым выпускникам удалось пронести шпаргалки. За них 4 человека были удалены с ЕНТ. В шоке были как сами выпускники, так и их родители. Пересдать ЕНТ и выпускные экзаменов в школе они в этом году не смогут. Как следствие, ребята не получат аттестата.

- Это же дети! Конечно, они берут с собой шпаргалки. Они им нужны для уверенности. Министерство должно давать ребятам второй шанс. Слишком многое поставлено на кон. Ну заберите вы у него этот опросник, мобильный телефон, шпаргалку. Дайте ему другие вопросы. Глядя на то, как мучилась моя дочь, я подумала, что лучше бы она сдавала экзамены в школе. Ребенок получил бы меньше стрессов да и толку было бы больше, - считает Нелля Аубакирова.

От регресса к прогрессу

С мнением многих родителей и выпускников категорически не согласен отличник просвещения Казахстана Валерий Стародуб. По его словам, возврат к традиционной форме экзамена - регресс отечественного образования. За 4 года существования ЕНТ, по мнению Стародуба, нам удалось уйти от субъективизма на экзаменах и сделать значительный шаг в борьбе с коррупцией в образовании.

- До введения ЕНТ учитель учил, он же принимал экзамен, следовательно сам выставлял себе оценку за труд. В итоге оценка перестала отражать реальную картину отечественного образования,- отметил Валерий СТАРОДУБ, - нужно было вводить внешний аудит. Этого удалось достичь с внедрением ЕНТ.

В итоге по результатам национального тестирования стали выводить рейтинг конкретного учителя, школы и области в целом. Но в гонке за хорошими показателями слабых учеников любыми путями начали отстранять от сдачи ЕНТ, а директоров школ и учителей отчитывать за низкие показатели. По мнению Валерия Стародуба, ситуацию на местах довели до абсурда. А ведь в идеале ЕНТ призвано вскрывать все недостатки в образовании и выявлять педагогов, которые не работают с детьми.

- Для чего ввели пробное ЕНТ? Чтобы на предварительном этапе отсеять слабых учеников, - уверен Стародуб. - От общего количества выпускников их должно быть 25%. В этом году многие районы показали неплохие результаты на ЕНТ. Но в тестировании приняло участие около 54% выпускников из этих районов. - За год пробных ЕНТ должно быть максимум 15, но никак не 36. Нельзя тестирование превращать в обыденность. Иначе в нем теряется всякий смысл.

Один из плюсов ЕНТ, по мнению Валерия Стародуба, - это детальное градуирование оценочного диапазона. Если раньше педагоги, ставя «четверку», часто вынуждены были уточнять, твердая она или нетвердая, с плюсом или с минусом, то сегодня «четверкой» считается оценка, когда выпускник на тестировании по одному предмету набрал от 12 до 22 баллов. С приходом ЕНТ также вырос и уровень знаний у выпускников школ области.

- Я проводил небольшое исследование. Брал двух ребят с одинаковыми умственными способностями. Один поступает в российский вуз, второй готовится к сдаче ЕНТ. На 30% более емкие знания у подростка, который готовится к тестированию. Нынешний выпуск я протестировал по тестам 2004 года, и получил результат на 15 баллов выше, чем 4 года назад. Вот вам и показатель. Сегодня районы, которые набирают меньше 60 баллов, считаются аутсайдерами. Нам нужно уже вплотную подходить к 80 баллам, - сообщил Валерий Стародуб.

Между тем директор федоровской СШ №4 Сауле НУРКИНА считает, что вопросы ЕНТ не отражают уровень знаний учащихся.

- Я учитель истории Казахстана. Ежегодно готовлю ребят к ЕНТ. Чтобы сдать успешно этот предмет на национальном тестировании, необходимо знать дисциплину с древнейших времен и по сегодняшний день. Объемный и сложный материал удержать в памяти ребенку просто невозможно. По наблюдению учителей, дети стали хуже рассуждать. Они изначально себя настраивают лишь на запоминание фактического материала.

Валерий Стародуб тоже считает, что это большая проблема ЕНТ - уложить в прокрустово ложе тестов гуманитарные дисциплины с минимальными потерями. Но все это объективные сложности, которые устранимы.

Опять реформа

Проблемами ЕНТ последние 4 года занимаются и депутаты Мажилиса Парламента. По словам народных избранников, форма проведения национального тестирования была заимствована из мировой практики и отказываться от нее сегодня глупо.

- Вопрос в том, как проводят ЕНТ. За 4 года мы столкнулись с массой проблем, начиная от некорректных вопросов, заканчивая техническими сбоями. Этот год был особенно показательным. Из-за отступа в несколько миллиметров по штрих-коду компьютер неправильно считал результаты тестов большинства выпускников, - сообщил «НГ» мажилисмен Танирберген БЕРДОНГАРОВ.

Депутат предлагает разделить выпускные испытания. Половину дисциплин (предпочтительно гуманитарные) выпускник сдает преподавателю, половину посредством ЕНТ.

Тестирование является лишь элементом образовательного процесса, считает и профессор КГУ Юрий БОНДАРЕНКО.

- Я слышал от школьных преподавателей , что есть ряд предметов, которые выходят за рамки ЕНТ. У нас сегодня чересчур увлеклись тестизацией. За последние 4 года, по наблюдению ряда преподавателей, студенты вуза стали хуже излагать свои мысли и начали утрачивать способность рассуждать. Еще одна проблема состоит в том, что кто прекрасно излагает, не всегда хорошо отвечает на тестовые задания.

Поэтому, считает Юрий Бондаренко, необходимо тщательно продумать механизм сдачи ЕНТ.

И чиновники Министерства образования и науки РК не заставили себя долго ждать. В ответе на официальный письменный запрос «НГ» руководитель пресс-службы Министерства образования и науки (МОН) РК Макфат НУРЫПБАЕВ сообщил, что с целью совершенствования системы ЕНТ со следующего года планируется ввести двухэтапное тестирование: выпускное в школах и вступительное в вузах. Проект находится на стадии разработки. Говорить о деталях, считает представитель министерства, пока еще рано.

ОПРОС

Какие проблемы ЕНТ должна исправить новая реформа?

Танирберген БЕРДОНГАРОВ, депутат Мажилиса Парламента :

- Я считаю, ЕНТ на два этапа разделять не нужно. Если выпускной экзамен, пусть даже и в форме тестирования, будет сдаваться на базе конкретной школы, то не исключено, что учителя будут завышать баллы выпускников ради хорошего места в рейтинге. На основании завышенных баллов выпускник будет сдавать вступительные экзамены в институт, который принимают преподаватели вуза. В результате в школе выпускник может получить хорошие баллы, а при поступлении в вуз их не подтвердит.

Женис ЖАРЛЫГАСОВ, директор пункта приема ЕНТ №728:

- Новая реформа облегчит процедуру сдачи ЕНТ для выпускников сельских школ. Сейчас за сутки до начала сдачи национального тестирования ребят из села привозят в Костанай. Многие из них впервые выезжают в город. Школьники испытывают определенный дискомфорт. На базе родной школы выпускные экзамены в форме тестирования им будет сдавать гораздо легче. Кроме того, на выпускников не будет оказываться давление со строны преподавателей. В частности, чтобы они набрали на ЕНТ определенное количество баллов.

Генрих ШЕК, начальник управления образования Костанайской области :

- Для того чтобы провести новую реформу, необходимо изменить Закон «Об образовании». В нем четко записано, что ЕНТ объединяет школьный выпускной экзамен и вступительный экзамен в вузы. В этом году министерство образования попробовало разделить ЕНТ на два этапа. Генеральная прокуратура отменила решения министерства. Говорить о плюсах и минусах предполагаемой реформы в ЕНТ пока преждевременно.

Мейрамбек ТОСТАНОВ, руководитель учебно-методического управления Костанайского госуниверситета им. А. Байтурсынова:

- Я всегда говорил, что ЕНТ должно проходить на базе школы. Абитуриенты при поступлении в вуз должны обязательно пройти комплексное тестирование, в том числе и обладатели знака отличия «Алтын белгi». Новая реформа в ЕНТ необходима, иначе нам не поднять качество образования в стране на более высокий уровень. Сейчас после ЕНТ большинство выпускников идут в вузы. Высшее образование таким доступным быть не должно. С разделением ЕНТ выпускник задумается, стоит ли ему после выпускных экзаменов в школе поступать в вуз, сможет ли он сдать комплексное тестирование и получить грант на определенную специальность.

Батима АБДРАХМАНОВА, директор костанайской СШ №8:

- До сих пор ученики выбирали дополнительно четвертый предмет, который является профилирующим. Хотя по логике вещей его они должны сдавать при поступлении в вуз. Я рада, что произойдет разделение ЕНТ. Когда дети сдают выпускные экзамены в стенах родной школы, они меньше подвержены стрессам. Мы знаем способности своих учеников. Завышать или занижать баллы выпускникам никто не будет. Конечно, в данной ситуации огромная ответственность ложится на школы. Но если реформа снимет лишнюю нагрузку с детей, я, как директор школы, готова переложить ее на свои плечи.

Итоги ЕНТ

Министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев назвал результаты ЕНТ-2008: 38,5% выпускников сдали ЕНТ на «удовлетворительно», 56% - на «хорошо, 6,5% - на «отлично». По мнению Жансеита Туймебаева, результаты ЕНТ отражают реальную картину успеваемости выпускников школ РК. Возможно. Только вот ведь странно, при сложении данных министерства мы получаем в сумме 101%. Вот вам и «реальная картина»!