«Домовой Таганки» и типичный оптимист

Валерия Золотухина мэтр и учитель Юрий Любимов сначала произвел в «домовые Таганки», а потом недавно назвал «хитрым алтайским мужиком»

rg.ru, itar-tass.com, fakty.ua

Каждое утро народный артист России Валерий Золотухин... 7 минут стоит на голове

В последний месяц имя Золотухина не сходит со страниц газет и без конца звучит в эфире. Информационный повод для этого умопомрачительный: любимый ученик сменил любимого учителя после скандала в Театре на Таганке. И в перипетиях по занятию новой должности как-то даже подзабылось, что свеженазначенный директор с полномочиями худрука пребывает тоже в очень уважительном возрасте. Конечно, не 90 с хвостиком, как Любимову, но 21 июля Золотухину исполнилось 70 лет.

Един в двух лицах

На Таганке раньше был только директор - его основатель и бессменный руководитель Юрий Любимов. Однако после его ухода в результате конфликта с труппой было решено, что впредь будут и директор, и худрук. Сейчас, впрочем, полномочия у одного лица, но по просьбе Золотухина такой статус-кво сохраняется только до октября. Хотя в прессе уже прошли сообщения о том, как энергично Валерий Сергеевич взялся за дело в обеих ипостасях. Он обещает сменить репертуар театра. А также - найти инвесторов, чтобы оживить гастрольную деятельность Таганки. Об этом он говорил недавно на Шукшинских чтениях, обещая родному Алтаю приезд своего театра.

Золотухин пришел в Театр на Таганке вместе с основавшим его в 1964 году Любимовым и играл во множестве его постановок. При этом он возглавлял театральный профсоюз, на собрании которого 11 июля артисты вручили представителю столичного департамента культуры письмо с единогласным пожеланием видеть в роли худрука Таганки старейшего актера труппы.

Человек сценической чести

- Юбилейно выражаясь, на фоне пережитых перипетий и сегодняшнего дня Валерий Золотухин выигрывает, - оценивает ситуацию коллега Золотухина по театру, народный артист России Вениамин СМЕХОВ. - Я недавно делал о нем программу в своем авторском цикле «Таланты и поклонники» на канале «ТВ Центр». Характером заковыристо сложный, но образ его - на высоте. Он и в 70 лет остается верным своей детской мечте. Смолоду вырвавшись из плена физической безнадежности (Золотухин в детстве болел остеомиелитом, в семь лет вынужден был ходить на костылях, хромота осталась на всю жизнь - «НГ»), он поставил для себя цель стать актером. Деревенский пацан, который не знал, что такое паровоз - до тех пор, пока не сел на него и не поехал в Москву, в ГИТИС, в музкомедию. А остальное он уже сам умело описал в своей манере - намеренно путая хронику с вымыслом. Золотухин для меня - это предмет удивления. Как сохранить себя в правильной первобытности актерского подвига по отношению к своим социальным, географическим и физическим «исходным данным». Как стать одним из «долгоиграющих» народных любимцев.

Еще ценю его за то, что он - домовой Таганки, старейшина - это звание ему присвоил Юрий Любимов. Золотухин остается в театре для того, чтобы служить таганской сцене старого образца. Он - трудяга. Он - человек сценической чести. Он ставил своей целью преодолеть какие-то тайны и изъяны в биографии семьи. Отец его был председателем колхоза в родном селе, где в 30-е годы прошлого века уничтожили храм. И Валерий сделал все, чтобы этот храм восстановить.

Все в порядке с репутацией

- Я поздравляю Валерия Сергеевича и хочу сказать, что очень его люблю. Он замечательный человек и актер. История из его жизни с восстановлением церкви, которую снес в родном селе его отец, будучи молодым человеком, когда было сложное время, поразила меня больше всего, - признается учредитель и исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Высоцкого Никита ВЫСОЦКИЙ. - Валерий Сергеевич - не олигарх - за свои средства эту церковь восстановил. Я был на ее открытии. И лишний раз убедился: Золотухин - человек серьезный, глубокий, верующий.

У него все в порядке с репутацией. Он - блестящий артист. В подтверждение вспомню одну только историю. Ушел из жизни великий актер Олег Борисов. Он играл роль Павла I в Театре Советской армии. Входить в спектакль после того, как ушел артист, тем более такой, - невероятно сложно. К тому же коллеги по сцене любят «обкладывать» все произошедшее мистическими совпадениями и прочими байками. А Золотухин стал играть главную роль, и делал это очень хорошо. После Борисова, на которого фактически был сделан спектакль, так сыграть - этот поступок требует и мужества, и профессионализма.

«Нестабильная система»

- Валерий Золотухин снимался у меня только в одной картине - «1612», играл роль столпника, рассказывает кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ Владимир ХОТИНЕНКО. - К сожалению, только в одной. Позвал я его, как говорится, «за все», потому что мне было очень интересно с ним поработать. И работалось замечательно, потому что Золотухин - явление в нашем кино исключительное. Он неординарный в том смысле, что может быть совершенно разным. У него нет никаких «рельс». Есть стереотип его восприятия, пришедший еще из старых фильмов: деревенский простачок, поющий песни. Но на самом деле он - абсолютно нестабильная система. Он может быть всяким. Мы его видели и в «Дозорах», и в других картинах. Он способен на хулиганство, на импровизацию, на то, чтобы рисковать и рисковать.

Я не знаю, насколько ему самому мешает его академический стереотип, но, на мой взгляд, он актер очень свежий.

Что касается театра - на Таганку я хожу года с 1979-го. В свое время это был театр одного актера - Высоцкого. И на Таганке Высоцкого было сложно не затеряться. А Золотухину удавалось без всяких «приседаний» и прочего совершенно спокойно занять свою нишу и оттуда вершить свои дела.

«Устал быть Бумбарашем»

В предыдущую неделю по разным телеканалам прошел целый цикл юбилейных программ, посвященных Золотухину. Документальный фильм на ТВ Центре так и назывался «Валерий Золотухин. Домовой Таганки». Оказывается, каждое утро Золотухин начинает с молитвы, затем семь минут стоит на голове, завтракает и садится за письменный стол. Это святая святых в его квартире, здесь хранится посмертная маска близкого друга Владимира Высоцкого и золотой слепок руки Сары Бернар, забытый одной заезжей актрисой, которая как-то раз ночевала в алтайском деревенском доме Золотухиных. Мальчик нашел этот знак судьбы, указавший ему на актерскую стезю, под своей подушкой.

А как-то раз во время репетиции «На Таганке» к актеру подошел осветитель и спросил, почему Золотухин скрывает, что он потомок Лермонтова. Артист удивился: откуда посторонний человек узнал его семейную тайну? Все мечты Валерия Сергеевича сбылись. Он прославился, стал народным артистом и в строгом костюме выходит на сцену лучших театров страны.

В программе «Острова» на канале «Культура» артист, заметив, что он типичный оптимист, признавался:

- Никакого жизненного кредо у меня нет. У меня есть мое ремесло, которому я служу.

А на Первом канале - еще одно признание, фильм «Валерий Золотухин: «Я устал быть Бумбарашем».

Золотухин органичен во всех своих ролях - играет ли он красноармейца, милиционера, мага, чародея или вампира. И конечно же главная роль и визитная карточка Валерия Золотухина - легендарный Бумбараш. Эта роль сделала его знаменитым, но после нее режиссеры видели в Золотухине только крестьянина, простачка и балагура. Цена успеха оказалась слишком высокой - сколько серьезных драматических ролей он потерял. К семидесяти годам Валерий Золотухин устал быть Бумбарашем. Однако в легендарном театре на Таганке Валерий Золотухин был и остается актером номер один. «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Живаго» - самые известные работы Золотухина на сцене Таганки, которой он предан вот уже 47 лет.

Прогнозы

15 июля в Театре на Таганке дали последний любимовский спектакль, майскую премьеру постановки «Маска и душа» по рассказам Чехова. Был полный аншлаг. Кстати, режиссер вовсе не намерен порывать с театральной деятельностью. Сейчас он за рубежом, но обещает вернуться в Россию в октябре. Он «укрепился в желании непременно поставить «Бесов» и посвятить спектакль актерам «Таганки». В планах также постановка оперы «Кармен», а еще композитор Владимир Мартынов, постоянный соавтор Любимова, сочиняет музыку к постановке «Мольер». Режиссер надеется собрать сильную команду исполнителей. Набрать в труппу только тех, кого захочет. В разные годы из его театра ушли Алла Демидова, Николай Губенко, Леонид Филатов, Вениамин Смехов. Уходя с Таганки, он высказался о многих из тех, с кем работал:

Не надо все валить в кучу. У Лени был роман с Шацкой, женой Золотухина, он не мог здесь остаться. Про Смехова мне даже не говорите, это конферансье собственной персоны. Демидова возомнила, будто она Комиссаржевская, решила работать самостоятельно... Да и тот же Золотухин - хитрый алтайский мужичок. Он сам себя называет выдающимся графоманом России. Заварил здесь кашу, набезобразничал и улетел в Барнаул. У него там свой театрик... Сейчас актеры в упоении от победы! Дворцовый переворот, тиран низложен! Люди не понимают даже того, что могут элементарно остаться без репертуара, я вправе запретить им играть спектакли, которые сам поставил... В эйфории они не осознают, что ждет их после моего ухода. Через три месяца зал опустеет... Я свободный человек, а Таганка кончена.

Фото www.fakty.ua