«Коррупция в полиции делает ее недееспособной»

Н. Дейхин: "Не структуру нужно менять, а действительно реформировать"

Евгений ШИБАРШИН

Поможет только радикальная реформа МВД, заявляет бывший начальник ДВД Костанайской области генерал-майор Николай ДЕЙХИН

Со дня подписания главой государства указа «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы» прошло три месяца. Однако до сих пор отдельные его положения некоторые профессионалы считают спорными. По их оценке, эти «новации» ничего, кроме вреда борьбе с преступностью, не принесут. Свое мнение по поводу данных реформ имеет и ветеран МВД Николай Дейхин.

Ошибочное решение

- Николай Михайлович, недавно в коротком интервью «НГ» вы заявили, что реформы, которые ранее проводились в правоохранительных органах, только мешали работе. О чем речь?

- В начале 90-х была принята программа реформирования всей правоохранительной системы страны. По замыслу разработчиков, квинтэссенцией этого документа являлось реформирование МВД. Прежде всего речь шла о конкретизации его деятельности, что нашло отражение в принятом Законе об органах внутренних дел. Задачи обеспечения пожарной безопасности, а впоследствии и исполнения наказаний в местах лишения свободы были переданы соответственно МЧС и министерству юстиции. В самом же МВД шла работа по совершенствованию организационной структуры. Но в 1995 году этот процесс был прерван созданием Государственного следственного комитета (ГСК), который просуществовал всего два года и был расформирован. Почему? Во-первых, организационные вопросы не были по-настоящему проработаны, не учли мнения ученых и практических работников. Во-вторых, не создали принципиально новой структуры. В ГСК вошли бывшие подразделения МВД и прокуратуры, занимавшиеся выявлением и расследованием преступлений: дознание, следователи, уголовный розыск и другие оперативные службы. В-третьих, никуда не годными оказалось материально-техническое, финансовое, информационное и правовое обеспечение. Руководители всеми правдами и неправдами сами решали вопросы материально-технического обеспечения. Я тогда работал начальником УВД Карагандинской области и видел, какие огромные деньги ушли на приобретение зданий. А нужен был еще транспорт, компьютеры. Миллиарды истрачены. Это было ошибочное решение. Все сразу разрубили пополам, оставив за МВД только вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности. Жизнь показала, что так работать нельзя.

Были проблемы в кадровой работе. Многие высококлассные специалисты, понимая шаткость положения нового ведомства, не горели особым желанием туда переходить. Да и менталитет сотрудников из МВД и прокуратуры отличался. Все это создало условия, которые способствовали высокому уровню коррупции в ГСК.

Сейчас опять пытаются создать такую же структуру, но уже в системе МВД, объединив в один комитет оперативников криминальной полиции и следователей. На мой взгляд, эту идею в указ президента протащили бывшие сотрудники ГСК, которые остались недовольны его расформированием.

Трудно удержаться от соблазна

- Почему нельзя объединить в одно подразделение оперативных работников и следователей?

- Основную работу по раскрытию преступлений делают сотрудники криминальной полиции. Следственный аппарат облекает их работу в процессуальную форму: проводит допросы, очные ставки и т. п., передавая потом все материалы в суд. И оперативник, и следователь заинтересованы в быстром расследовании совершенного преступления. Но если они будут работать в одном подразделении, то возрастает вероятность нарушения уголовно-процессуального законодательства. Качество расследований пострадает. Если для конкретного дела нужно тесное взаимодействие оперативников и следователей, можно создавать временные оперативно-следственные группы.

- Коррупции в ГСК? Но ею, похоже, поражена вся правоохранительная система.

- У нас во всех государственных органах коррупция. На бумаге ведется борьба, но в повседневной жизни с ней сталкиваешься каждый день. Подразделение полиции, в котором есть коррупция, недееспособно. Сегодня человек, который приходит в органы внутренних дел, с момента поступления на учебу уже начинает платить. С него берут на нужды материального обеспечения учреждения, за то, что ведут в баню. Берут не себе, но это тоже коррупция. Я уж не говорю о плате за поступление в вузы МВД. Пока они отдают деньги из своего кармана. Но потом, чтобы устроиться на должность, тоже надо платить. Я тут открытий не делаю. Об этом уже не раз говорили, и началось это еще в 90-х годах, с введением рыночных отношений. Кто-то работал в полиции, ничего не имел, и вдруг у него появилась иномарка. Трудно удержаться от соблазна, и некоторые не выдерживают. Определенная категория сотрудников приходит в полицию только за тем, чтобы решать свои материальные проблемы. Но таких меньшинство. Если б было большинство, давно бы все развалилось.

«Аппарат сократить до минимума»

- Можно ли в таких условиях изменить психологию полицейских? Ведь граждане, видя, что люди в форме заняты не их защитой, а обустраивают свои собственные дела, перестали доверять полицейским.

- Можно и нужно. Необходимо радикально реформировать всю систему МВД. То, что сейчас передают в другие ведомства центры адаптации несовершеннолетних и медвытрезвители, давно назрело. Но это ведь не реформа, а лишь изменение структуры, как и объединение криминальной полиции со следователями. Сколько раз уже меняли названия, а толку ведь нет. В аппарате МВД я работал три года (откуда с радостью ушел) и не раз говорил на коллегии, что там есть работники, которые месяцами ничего полезного не делают. Но знают всю подноготную руководителей и кандидатов на должности, кто чей родственник, а для создания видимости бурной работы составляют бумаги и шлют их в областные управления. Да еще терзают постоянными проверками. От этих «реформ» всех только лихорадило. Это звено в управлении нужно свести до минимума. Причем, если сократили штаты в аппарате, то в течение 10 лет запретить ставить вопрос о его увеличении. А тут еще и министров часто меняют. Кстати, последнее время нам на них явно не везет.

- Но какое отношение это имеет к психологии полицейских?

- В условиях постоянной нестабильности очень сложно работать. Поэтому и говорю, что если уж затеяли какие-то преобразования, то нужно их делать радикально. Начнем хотя бы с того, что наше министерство называется «внутренних дел», но, в отличие от других стран, все эти «дела» сведены к полицейским функциям. В Англии, например, этому ведомству отданы вопросы гражданства. У нас создают Комитет миграционной полиции, но боюсь, что за ним опять оставят только функции «не пущать!», «задержать!» и «привлечь!». Поэтому нужно хорошо проработанное положение об МВД. И обязательно закон о полиции. Раздел о полиции есть в Законе об органах внутренних дел, принятом 20 лет назад, но с тех пор в стране многое изменилось. Проект закона о полиции нужно широко обсудить, как это делается сейчас в России. Тогда закон будет дееспособным длительное время.

Нужно четче разграничить функции полицейских, работающих на деньги республиканского бюджета, и тех, кого обеспечивает местный бюджет. Давно уже идет разговор о создании муниципальной полиции. Если у нас действительно будет местное самоуправление, то ему нужны и соответствующие органы правопорядка. Это особенно важно в небольших населенных пунктах. Там участковых инспекторов полиции должно население выбирать.

Особый разговор о подготовке кадров. Есть у нас и академия, и другие учебные заведения. Но какие кадры там готовят? Вся система образования в стране коррумпирована, а в ведомственных учебных заведениях коррупция еще сильнее. За поступление надо платить. И ставки известны. Спросите у студентов нашей академии. Они на работу приходят с установкой: потраченные деньги надо возвращать. И менталитет выработался: знания не нужны - все решают деньги.

- В условиях царствования денежных знаков это очень трудно.

- Нужны жесточайшие меры по формированию профессорско-преподавательского состава, чтобы они несли и полезную нагрузку по воспитанию. Новых людей мы не найдем. Нужно выбирать лучшее из того, что есть, и постепенно двигаться вперед. Нужно научить молодых людей прежде всего уважать себя, уважать других людей, тогда, возможно, они начнут уважать и свою страну.

Но повышенные требования к полицейским должны сочетаться и с предоставлением ему нормальной заработной платы и социальной поддержки. Чтобы эти люди работали 20-25 лет и не беспокоились о своей старости. Тогда граждане действительно увидят в этом человеке своего защитника.

Досье «НГ»

Николай Михайлович Дейхин родился в 1950 году в Алтайском крае. После службы в морской авиации приехал в Алма-Ату работать постовым милиционером, потом - участковым инспектором, зам. начальника и начальником отделения уголовного розыска РОВД. Одновременно окончил специальную школу милиции, затем Карагандинскую высшую школу милиции. В 1990 году - Академию МВД СССР.

1984-1991 гг. - зам. начальника и начальник РУВД, первый зам. начальника УВД Чимкентской области.

До 1995 гг. - начальник Главного Управления криминальной милиции МВД РК, зам. министра МВД РК, начальник Восточного УВД на транспорте.

1995-2001 гг. - начальник УВД Карагандинской обл.

2001-2004 гг. - начальник УВД Костанайской обл.

В 1995 году присвоено звание «генерал-майор».

Женат, имеет сына.