Человек, говорящий элементарное...

Писатель Захар Прилепин ценит возможность «не мельтешить»

www.litlive.ru

Есть хорошие писатели, которые считают гениальным Аркадия Гайдара

Например, нижегородец Захар ПРИЛЕПИН, один из самых интересных сегодня российских авторов. Совсем скоро должны выйти сразу две его новые книги - «дополненное и расширенное» переиздание «Греха» вместе с «Ботинками, полными горячей водкой», а также новый роман «Черная обезьяна».

«Неприятная книга»

 - Захар, в прессе анонсируют скорый выход твоего нового романа, называя его то «социальным триллером», то вообще фантастикой. Ты правда решил сменить жанр?

- Это не триллер в чистом виде и не в чистом виде реалистический текст, я сам сейчас не пойму. Скорее - такая реалистическая фантазия, фантазия в жанре реализма... На самом деле достаточно жесткая книга - больше всего об отношениях мужчины и женщины, чем о какой-то там политике. И, конечно, я понимаю, что навлеку на себя - не гнев критиков, который меня не волнует (а я знаю, что он будет, потому что очень многие ждут со сладострастием книжки Захара Прилепина, чтобы истоптать ее в грязь), а... Я скорее с некоторой забавой жду, что люди начнут говорить о моей жизни личной, об отношениях с моей женой, хотя многие мои книги, как ты заметил, к реальности имеют не самое прямое отношение, а эта книга - вообще далекое отношение имеет. Но этого точно никому не докажешь, потому что в тексте опять действует такой более-менее альтер эго автора, и все, что там описано, будут с удовольствием транслировать на меня. Ради бога, хотите - транслируйте.

- Ты вообще пишешь быстро, а тут - три года...

- Просто она книжка такая... неприятная. Нет там ничего разумного-доброго-вечного. И «Грех», и «Патологии», и «Санькя» - это все-таки книжки, написанные о таких элементарных ценностях. Я недавно свое кредо так сформулировал: я - человек, говорящий элементарные вещи. И тот какой-никакой успех моих книжек - он как раз связан с тем, что у людей возникла ностальгия и нехватка этих самых... Ну чтобы кто-то всерьез произнес, что вот белое - это белое, а черное - черное, вот так жить стоило бы, а так - не стоило бы. А в этой книге я никаких правильных вещей не произношу, а произношу вещи...

- Неправильные?

- Не то что неправильные - это далеко не «Цветы зла» и не эстетизирование зла, а просто... Такое противное ощущение от жизни, такую брезгливость по отношению ко всему являет этот текст и этот герой, что мне сложно было книгу дописывать. У меня был пик такого настроения, когда и писать не хотелось, и ощущение было такое отвратительное самого себя и всего происходящего. Потом это прошло. Но я стал дописывать книжку, потому что... Людей, которые настроены ко мне негативно, это часто раздражает, но я опять наступлю на те же грабли и скажу честно: потому что у меня стали кончаться деньги. И я решил: ну вот лежит текст недописанный - допишу его и запродам. Деньги-то нужны.

- Ты говорил как-то, что придумал роман-путешествие...

- Придумал, да, название и первую фразу, но, наверное, не буду его писать, потому что эта сюжетная линия другими людьми уже проработана.

- Сверхзадача твоей биографии Леонида Леонова, как я понимаю, - не просто составить жизнеописание, а «реабилитировать» незаслуженно забытого большого писателя ХХ века, вернуть его читателю. Ты обмолвился, что взялся бы еще за одну книгу серии ЖЗЛ - Аркадия Гайдара. Здесь тоже присутствует этот мотив?

- В данном случае, думаю, нет... Вообще, стоило бы делать большой учебник по советской литературе - не по советской, а по литературе ХХ века - и выстраивать новую иерархию, не такую колченогую, какая есть. Я не устану повторять, что, допустим, имя Юрия Кузнецова должно быть соразмерно имени Бродского - он должен присутствовать в школьном, в университетском курсе, каком угодно. И так далее... Вот, а Гайдар - тут более-менее все в порядке. Книжки переиздаются, и какие возможно читать нынешней молодежи - те будут читаться. Мой сын читал с удовольствием «Школу», еще кое-что. В Гайдаре мне, в отличие от Леонова, привлекательна страшная самурайская страстная его жизнь чудовищная. Мне достаточно было одной фразы из его дневника: «Мне снились люди, убитые мной в детстве», чтобы у меня оторопь прошла внутренняя и страшно захотелось про этого человека написать. Тут - судьба...

- То есть он тебя интересует в первую очередь как личность, а не как литератор?

- Как литератор он гениален, но как личность - больше всего. Я даже хотел написать про него художественную книжку, но потом решил, что, наверное, не буду. У Тынянова это получалось, а вообще - странно... Я много читал романов про Есенина - ну глуповато! Невозможно вкладывать в уста гения наши человеческие слова. Если мы этим занимаемся, нужно быть как минимум соразмерным гению.

Навигатор от Прилепина

- Какие книги, прочитанные тобой в последнее время, ты бы рекомендовал прочесть всем?

- Владислав Отрошенко - очень хороший писатель: «Двор прадеда Гриши» и «Новочеркасск». Совершенно великолепная, образцовая в своем жанре и даже шире жанра - книга Павла Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая». Это даже не биография, а история последних дней Льва Толстого, но в итоге вышла вся биография, потому что пришлось с детства все рассказывать, иначе бы не получилось. Книжка великолепнейшая просто! Думаю, наверняка она получит «Большую книгу», и заслуженно.

Не получит «Большую книгу» - хотя мог бы и получить - роман «Чертово колесо» Михаила Гиголашвили, убедительная и затягивающая книга. Я вообще люблю большие книги, все мои любимые книги - большие: «Тихий Дон», «Иосиф и его братья», «Каменный мост» Александра Терехова - я его ставлю ничтоже сумняшеся в этот ряд через запятую и даже нисколько не стесняюсь этого. «Чертово колесо» - книга другого порядка, но дико интересная. Она про позднесоветские годы, про ситуацию в Грузии, про наркоманию, про коррупцию, а на самом деле - про то, что собой представляет человек.

Хорошая книга Васи Голованова «Остров». Единственное, что меня у Васи всегда раздражает - это его такой ни к селу ни к городу антисоветизм. Он пишет про свои душевные искания или экологическую ситуацию на планете - и нет-нет да воткнет слова про «семьдесят лет тотального кошмара и ужаса», причем никакого значения это не имеет... Я у многих это замечаю, вот читал книжку актера Александра Абдулова, она начинается словами: «Семьдесят лет в нашей стране все занимались не своим делом». Читаю и думаю: дядя Саша, ты о ком это говоришь? О себе? О Марке Захарове? Так что обидно за Васю Голованова, но его книжка «Остров» очень хороша.

Олег Ермаков - замечательный писатель, тоже рекомендую, читал недавно его сборник повестей и рассказов «Возвращение в Кандагар». Очень сильный писатель, в самом первом ряду для меня.

- Тебе известно, как твои книги продаются не в Москве?

- Думаю, продаются не то что вяло, а просто их там нет. Может, только в крупных городах... Когда мы ехали на паровозе с писателями от Красноярска до Читы - в Красноярске наши книги еще были, а к Улан-Удэ их уже не осталось.

- Кто виноват?

- Конечно, книготорговая система, которая умерла. Книготорговцы занимаются своим бизнесом, они - не любопытствующие. Они могли бы картошку продавать с тем же успехом, а продают книги, поэтому закупают то, что знают наверняка. Вот сейчас Минаев модный, еще - Глуховский. Ну в телевизоре видят Соловьева, Гришковца... Ну Маринина, Донцова идут всегда прекрасно. А литература как таковая остается за бортом практически вся, дальше центральной России она не уходит! Нужно огромные проделывать усилия, чтобы проломиться.

- В Москве не только продается львиная доля книг, но и проживает львиная доля писателей. Однако с появлением Интернета и всего подобного граница между столицей и провинцией все же несколько размывается... Нет ли у тебя слабенького, но все же такого геополитического оптимизма по этому поводу?

- Вполне возможно... Но не в том дело, что, например, Михаил Тарковский живет далеко от Москвы, а в том, что он - вне телефона и вне Интернета. А так - никаких проблем нет. Нет,ни малейшей необходимости быть в Москве. Текста вполне достаточно - вот этой минимальной связи с миром. Я знаю огромное количество писателей в Москве, у которых и в Москве ничего не происходит...

«Зачем не облил его чаем?»

- На встрече с читателями тебя спросили о том, почему ты позволяешь себе использовать в книгах нецензурную лексику...

- Давайте еще у Шолохова спросим, зачем он ругался матом, или там у Пушкина! А потом, мне достаточно сложно описывать «пацанский» быт или быт мужиков, воюющих в Чечне, избавляя себя от нецензурной брани, которая обладает колоссальным количеством экспрессии человеческой. Мы смотрим телевидение, откуда такое количество омерзительной пошлости в нас вливают с утра до вечера - и нас нисколько это не смущает, потому что они не ругаются матом!

- В прессе можно найти целую серию мифов о Прилепине: ты то брутален, то нарциссичен, то буржуазен, то гламурен... Ты сам как ко всему этому относишься?

- Часть этих мифов отчасти мной самим порождена, осмысленно. Что греха таить, есть такая вещь, как литературная стратегия, и одной из составляющих моей стратегии было - раздражать глупцов, людей, которые хотят раздражаться. Это появилось не сразу, а постепенно, когда я понял, что, какими бы ни были мои действия, людям, которые хотят относиться ко мне дурно, будет не нравиться все! Самый очевидный пример - эти приходы и неприходы к Путину. Сначала я взял и пошел на встречу с Путиным и вел себя там достаточно, как мне кажется, адекватно - был едва ли не единственным человеком наряду с Шевчуком, который за последнее время поговорил с ним на серьезные темы. И какое это, боже мой, вызвало раздражение! Одни говорили: что это такое, зачем ты вообще там разговаривал, зачем не облил его чаем... Потом я не пошел к Путину, и чуть ли не те же самые люди стали говорить: почему ты не пошел, надо было пойти и сказать все ему... Что ни делай - ты всегда будешь не прав!

Какой я есть на самом деле - за это должны говорить другие вещи, а не я сам. Обо всем говорят жизнь, поведение, текст. Такая смиренная последовательность человеческого действия, которая в итоге побеждает все, мне так кажется.

Фото www.litlive.ru