Шоу от имени науки

Юрий БОНДАРЕНКО

В эпоху Просвещения именитый острослов Вольтер воскликнул:  «Церковь - вот враг! Раздавите гадину!» Во второй же половине прошлого века  английский философ истории Тойнби не без горечи заметил: «Появись Вольтер сейчас, он, возможно, воскликнул  бы: «Наука - вот враг! Раздавите гадину!». Как можно догадаться, речь шла о тех достижениях науки, которые раз за разом обращались к человечеству своей зловещей стороной, становясь все более и более пагубными, будь то ядерная бомба или иные виды оружия массового поражения.

Сегодняшняя же картина, как мне кажется, еще драматичнее. Термины «научность и достоверность», «истинность и научность» уже далеко не всегда воспринимаются как синонимы. Неслучайно нередко приходится слышать о «бешбармачных», то есть купленных диссертациях. Но, думается, проблема гораздо глубже, болезненней и масштабней. Раз за разом всплывают скандалы мирового размаха. Один из последних - скандал вокруг очередного, уже свиного, гриппа. Находятся те, кто яро доказывает искусственность этого пугала. Мол, этот самый свиной грипп унес жизни 13 тыс. человек (что само по себе, конечно же, трагично), тогда как обычный грипп только за год погубил 500 тыс. Зато на лекарственные препараты от свиного гриппа в мире были затрачены десятки миллиардов долларов, что оказалось весьма прибыльным для определенных фармацевтических компаний. Компаний, которые, опираясь на то, что называется научными разработками, посредством СМИ энергично доказывали необходимость неотложных мер для битвы с новой пандемией.

И только ли с этим злосчастным гриппом такая сумятица? Куда ни кинь, а сплошь и рядом все в дыму рыночно-научных баталий. Особенно там, где речь идет о здоровье и жизнях людей - питании и здравоохранении. Занятно. Наши  СМИ периодически начинают лихие кавалерийские атаки то на «тоталитарные секты», то на гадалок. Тех, кто зарабатывает на мистике, естественно, есть за что атаковать. Но частенько - нечем, ибо, как и поп-мистика, так называемая наука в глазах «пользователей» СМИ превращается лишь в одну из разновидностей маркетинга.  Мы катимся в бездну нового средневековья. Только наука из «служанки богословия» и служительницы истины превращается в прислужницу Рынка.

И образ такой прислужницы еще более окарикатуривают разнообразнейшие ток-шоу с участием тех, кого именуют учеными. Я не имею в виду собственно научные разговоры типа тех, что ведутся в передачах Капицы, а именно ток-шоу, где ученые, особенно популярные ныне психологи, волей-неволей играют роль макияжа по-рыночному эффектных скандальных разборок. И это понятно: и в балагане, и в «карнавальную ночь» наука как таковая так же неуместна, как  монахиня у шеста в стриптиз-холле... 

Но это мне так кажется. Жизнь же демонстрирует иное. В той же России, где последние 15 лет в год защищалось 8-10 тыс. кандидатских диссертаций, число кандидатов,  работающих в сфере науки, снизилось со 105 тыс. до 100 тыс. Значит не удается себя реализовать в этой некогда престижной сфере. Вот и приходится молодым и не очень ученым искать приложения своих сил там, где придется. И что тогда остается от науки, кроме истертых ярлыков?