После длительной стоянки

Некоторые водители предпочитают в зимнее время ставить свою машину на длительную стоянку, а с наступлением весны начинают активно эксплуатировать автомобиль. Но после длительной стоянки автомобилю требуется некоторый минимум технического обслуживания. Об одной из необходимых операций - проверке состояния аккумулятора - рассказывает постоянный эксперт НГ, кандидат технических наук Валерий ЗЕЛЕНИН.

- За зиму аккумулятор автомобиля саморазряжается. Если к этому фактору ещё добавить его естественную изношенность за время эксплуатации, воздействие неблагоприятных температур, при которых он хранился, то без предварительной проверки батареи двигатель лучше не запускать.

Первое, что нужно сделать, - это ареометром проверить степень разряженности аккумулятора. В наших климатических условиях полной заряженности батареи соответствует плотность электролита 1,27-1,28. Если ареометр показывает 1,24 - аккумулятор разряжен на 25%, если 1,20, то на 50%. Батарею, разряженную более чем на 25% при эксплуатации зимой, и более чем на 50% - летом, нужно обязательно снять с автомобиля и подзарядить. Не замеряйте плотность электролита, если его уровень не соответствует норме. Он должен находиться между линиями «MIN» и «MAX», нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи. После доливки электролита следует выждать, когда электролит перемешается. Если батарея сильно разряжена, на это может уйти несколько часов. Кстати, не делайте этого сразу после включения стартера и при «кипящем» электролите.

Для подзарядки аккумулятора снимите его с автомобиля, при необходимости  долив дистиллированной воды, доведите электролит до нужного уровня, хорошо протрите батарею и отверните в ее банках пробки. Даже если плотность нормальная, лучше все-таки подзарядить малым током (1,5-2 ампера) в течение 8-10 часов.  Это аккумулятору пойдет только на пользу. Если плотность в банках отличается больше чем на 0,02, значит с аккумулятором не все в порядке. Тогда лучше применить импульсную зарядку малым током. Для такой цели применяется специальное зарядное устройство. Если будете проводить обычную зарядку, то при емкости аккумулятора  55  ток зарядки нужно установить 5,5 ампер. Если емкость 65, то - 6,5. Я бы рекомендовал все же и в данном случае делать зарядку малым током и в течение длительного времени. Для аккумулятора это своего рода тренировочный цикл. Процесс этот идет до начала непрерывного появления в электролите пузырьков воздуха, которые, выходя на поверхность, лопаются. Во время зарядки нужно следить за температурой электролита. Если она превысит 40 градусов, нужно уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27-ми градусов. Если по окончании плотность электролита в банках разная, её можно откорректировать: при повышенной плотности отобрать часть электролита и долить дистиллированную воду, при пониженной также отобрать часть электролита, но долить электролит повышенной плотности (1,4 г/куб. см.). После корректировки зарядку нужно продолжить ещё на 30 мин.

Впрочем, если вам вся эта работа в тягость, или у вас нет измерительных приборов, то можно отвезти аккумулятор на СТО. Там всё сделают профессионально.