Евгений ШИБАРШИН: Очередное мифотворчество

«Рассказ о дружбе алашских воинов с Белой гвардией – в тренде»
6 декабря 2018, 07:29 |  Мнения

Казахстанские СМИ сообщили о предложении одного из гражданских активистов переименовать в Алматы парк имени 28 панфиловцев в парк хана Кенесары. Инициатор сослался на давно известное признание сотрудника газеты «Красная звезда» о том, что этот героический бой, описанный им еще в 1942 году, - выдумка. Причем факт, дескать, подтверждается расследованием прокуратуры СССР в 1948 году.

Дискуссия на эту тему длится не один год. Даже при наличии вышеназванных железобетонных аргументов есть немало сторонников, призывающих не отказываться от этого «мифа» - как символа героизма казахстанцев, воевавших с фашизмом.

Любителей «правды в истории» это не убеждает. Они не обращают внимание даже на то, что некоторые подвиги казахских батыров, чьи памятники появляются на улицах казахстанских городов, тоже далеко не всегда подтверждаются историческими материалами. Их великие поступки передавались народной молвой из поколения в поколение и, как часто в таких случаях бывает, обрастали мифами.

Недавние времена волей некоторых исследователей тоже нередко обретают далеко не реальную картину. Стоит автору такой публикации к документально подтвержденным фактам добавить чуть-чуть эмоциональной оценки, и вся его работа обретает признаки мифа.

Недавно портал CentralAsiaMonitor опубликовал статью руководителя научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берика АБДЫГАЛИУЛЫ «Алашординскими военными формированиями руководили представители казачества». О попытке руководителей Алаш-Орды создать собственные вооруженные отряды написано немало. На этот раз автор описывает, кто и как обучал джигитов этого войска ратному делу. Казалось бы, дело чисто техническое. Всадники они отменные, научи их стрелять из «винта», пулемета и пушки, они и выгонят любого врага со своей территории. А хотели они этого?

- Казахские молодые джигиты шли в Алашские части по призыву лидеров и активистов Алаш-Орды, веря в идеи Алаша и доверяя им, - утверждает автор. - Они шли на военную службу в целях защиты от «красного террора» и испытывая неприязнь к новой власти.

Правда, тут же оговаривает, что некоторые шли, «руководствуясь материальными интересами и желанием заработать», а потому «нередко были случаи дезертирства и отказа от мобилизации». Так ведь и красноармейцы этим грешили. Вот только эта «бесштанная», плохо вооруженная армия почему-то победила хорошо обученных профессиональных военных. Тут есть о чем размышлять сегодняшним мифотворцам.

К слову, среди «красных» тоже было много казахов. Одного из них, вождя повстанческого движения 1916 года Амангельды Иманова, алашские воины расстреляли. Сейчас говорят: «В суматохе».

Руководитель центра «Сакральный Казахстан», как и многие его коллеги, об этом стараются не вспоминать. Лучше в деталях рассказать о том, как алашские воины дружили с Белой гвардией. Это сейчас «в тренде». Поэтому и заканчивается он свою статью с оттенком грусти:

- Славная судьба алашских военных частей была недолгой.

Можно ли назвать судьбу участников гражданской бойни «славной» - сомневаюсь. В отличие от подвига 28 панфиловцев, факт которого подтвержден недавно рассекреченными документами.