Мы выбираем, нас выбирают...

В Казахстане дан старт очередным выборам - в Сенат Парламента. Через несколько дней кандидаты скрестят свои «словесные мечи», и не только словесные, за единственную путёвку в Сенат. Избирательная система в Казахстане требует существенной корректировки, а не изменения только некоторых статей. Этот факт не опровергает никто, но это отдельный разговор. В настоящее время вопрос другой: кто выбирает и с чьей подачи выбирают?

Еще в 2006 году, когда формировались избирательные комиссии, Республиканская сеть независимых наблюдателей (РСНН) провела мониторинг. Его результаты показали, что около 80% членов избирательных комиссий - это люди, которых заставили написать заявление от какой-либо партии на согласие работать в комиссии. Причем от какой именно партии - они уже и не помнят. Маслихаты, в свою очередь, их утвердили и, выражаясь определённым сленгом, «впаяли» им срок - 5 лет работы в комиссиях. Так и работают бедные бюджетники (а именно учителя составляют львиную долю членов комиссии), что дает возможность властям управлять выборным процессом.

Та же ситуация, с некоторыми отклонениями, и с нашими избранниками народа - депутатами маслихатов. Как правило, это те, кому «предложили» стать депутатом: руководители государственных коммунальных предприятий, служащие или предприниматели, зависящие от акиматов. Как по-вашему после этого должны голосовать депутаты местного уровня за кандидатов в депутаты более высокого, республиканского уровня? Я думаю, ответ один: так, как скажет исполнительная власть.

Мне, разумеется, возразят и будут утверждать, что результат голосования  зависит только от волеизъявления самих выборщиков - в Костанайской области это 301 депутат областного, городских и районных маслихатов. Юридически это правда, но то, что сверху не поступит команда, верится с трудом. Если говорить по Жванецкому, в то, что депутаты проголосуют, верю, а в то, что проголосуют без давления, не поверю во веки веков. Как мне хочется, чтобы я ошибся.

В своей основе депутаты маслихатов - это ответственные и вменяемые люди (это тоже вывод мониторинга), но они сильно зависят от власти, а не власть от них, как это положено в истинно демократической стране. Но при любом административном давлении всегда остается возможность голосовать так, как приказывает совесть. По закону голосование тайное, и сохранение этой тайны гарантируют облизбирком и наблюдатели.

Пётр КОРЖИКОВ, региональный директор Республиканской сети независимых наблюдателей (PCHH), Костанай