Аналитики ошиблись?

Евгений ШИБАРШИН

- В последнее время участились высказывания по поводу возможности проведения каких-то досрочных выборов в Мажилис. Нынешний депутатский корпус избран легитимно, всенародно и работает эффективно. Ни правовых, ни политических причин для досрочных выборов нет, - так президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ успокоил мажилисменов на открытии очередной сессии Парламента. Эти слова он произнес в заключение своей речи, прекрасно понимая, что задачи, которые он поставил перед депутатами, могут повиснуть в воздухе, если не ответить на главный вопрос: быть перевыборам или не быть?

Сегодня уже не выяснишь, кто первый заявил, что Казахстан ждут досрочные выборы. Да и нужно ли? Главное, что такой сценарий развития политической жизни в нашей стране стал настолько привычным, что мало кто сомневался в ином. К тому же и советник президента Ертысбаев заявил, что они могут состояться в 2009 году. Выходит так, что глава государства посрамил всех казахстанских аналитиков, которые предрекали депутатам Мажилиса преждевременное сложение полномочий. Разногласия были только по срокам. Одни утверждали, что очередная внеочередная выборная кампания пройдет осенью-зимой текущего года, другие откладывали это мероприятие на 2009-й. В качестве главной причины досрочных выборов все называли предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ, к которому страна должна прийти с многопартийным Парламентом. Иначе, дескать, «рулить» там будет стыдновато.

Выходит, что эксперты обманулись в своих прогнозах? Я бы не спешил с таким выводом. На мой взгляд, вопрос досрочных выборов у людей, определяющих повестку дня политической жизни Казахстана, наверняка, стоял. Но связан он был не с желанием разнообразить партийный состав депутатского корпуса. Ведь все прекрасно понимают, что если что-то и будет делаться в этом направлении, то и после новых выборов подавляющее большинство в пПарламенте составят представители «Нур Отана». А Назарбаев, если и настроен на многопартийный Парламент, то наверняка отдает предпочтение двухпартийному. Но второй партии, подобной «Нур Отану», пока нет. Тогда и нет смысла затевать перевыборы. Отсюда вывод: если кто-то и планировал выборы под маркой создания многопартийного Парламента, то фактически это был лишь повод. Настоящая причина крылась в ожидании больших проблем в экономике. Если бы к осени ситуация в стране серьезно ухудшилась, то надо было бы искать крайних и отвлекать внимание населения. Опыт прошлых лет говорит, что в Казахстане в подобных случаях выходили из положения отставкой правительства и проведением досрочных выборов Мажилиса. Повод в таких случаях особой роли не играл.

Что же случилось на этот раз? Судя по всему, экономика в 2008 году потеряла не так много, чтобы это вылилось в политический кризис. Глава государства сообщил депутатам, что рост ВВП в первом полугодии составил более 5%. Это позволило ему выдать очередную порцию социальных обещаний, успокаивающих население. К тому же и грузино-южноосетинский конфликт лишний раз сработал на пропаганду стабильности в Казахстане. Ее сегодня никому не хотелось бы нарушать. Тогда, спрашивается, зачем затевать «какие-то досрочные» выборы?