Зачем стране такой премьер?

Петр СВОИК

Нельзя сказать, что Казахстану всегда везло на премьер-министров, но нынешний случай - из ряда вон! Незлая присказка «сапожник без сапог» в нашем случае обернулась горькой насмешкой: ведь банковский, ипотечно-строительный, ценовой, кризис в стране «неожиданно» разразился именно при премьере - профессиональном банкире. Профессиональном - в том смысле, что Карим Масимов нигде, кроме как по финансовой линии, и не работал. Причем Народный банк, когда он его возглавлял, был еще не частным, и наш герой, как и сейчас, был как бы госслужащим. А судя по разговорам, что премьер - человек далеко не бедный, банковское дело (хотя бы с этой стороны) он знает профессионально.

Ну, ладно, точные сроки разразившегося в США ипотечного кризиса предвидеть было трудно, но совсем нетрудно было заранее увидеть, чем может закончиться многолетнее массированное наращивание внешнего долга вообще, и банковского - в частности. В конце концов, когда президент несколько лет назад первый раз публично озаботился этой проблемой и потребовал от правительства принятия мер, валовой внешний долг был «всего» $32 млрд. Благодаря же «мерам» зарубежный пассив Казахстана сейчас - за сотню...

И вообще: не было еще у нас такого премьера, который бы так претенциозно начинал, и так... никак... продолжал. Более вычурной правительственной программы, презентованной еще тогда, когда Карим Масимов был назначен единственным вице-премьером при «крепком хозяйственнике» Ахметове, читать не приходилось. Такие «прорывные» идеи, как социально-предпринимательские корпорации или вложения казахстанских капиталов в новые технологии по всему свету, - все это было записано на бумаге. Ну, и где это все? Кое-что как бы есть, но - все равно, что и нет. Те же СПК: масштабная (хотя и весьма странная затея) вроде бы осуществлена - что-то такое создано, но ... что они есть, что нет - разницы незаметно.

Вот, например, еще по началу деятельности премьер собрал совещание по тарифам, раскритиковал (справедливо) неспособность госорганов навести в этом деле порядок, дал строгие указания, пообещал лично контролировать... То же самое по ЖКХ: собрал, раскритиковал, дал поручения... Зная не понаслышке удручающее положение с тепло-энергомощностями, и еще более удручающее - с тарифной политикой АРЕМ на этот счет, с состоянием жилого фонда, с КСК и кондоминиумами, я, было, приободрился: неужто во главе правительства появился человек, понимающий «коммуналку» и готовый разгребать ее «завалы»! И чем же все это закончилось? А ничем!

И вот, смотрите, как получается. Ипотечный кризис в США случился еще на исходе позапрошлого лета, причем мировые цены на нефть и металлы до самого последнего времени продолжали быстро расти. То есть валютной выручки по-прежнему был избыток, но с финансами внутри страны - все хуже. Теперь же, как раз тоже на переломе лета-осень, уже и цены на наше сырье переломили динамику - начали снижаться. Второй год кризиса начался хуже первого, и дальнейшие прогнозы состояния мировой экономики на этот счет - неутешительны. Тем более правительству пора «что-то делать». Но оно - все еще чего-то ждет.

Так сколько еще ждать и зачем нужно такое правительство?