Астана «хабнула» у Костаная

По стратегии правительства Костанайский аэропорт должен обслуживать внутриреспубликанские рейсы

Евгений ШИБАРШИН

Теперь в Германию можно улететь только из столицы

С 14 сентября авиакомпания «Эйр Астана» прекращает выполнять рейсы, напрямую связывающие Костанай с городами Германии. Учитывая, что костанайский аэропорт на этом направлении отправлял большую часть своих пассажиров, его финансовое положение может настолько пошатнуться, что возникнет реальная угроза частичного закрытия. Как следствие - сокращение квалифицированных кадров и туманные перспективы по поводу развития авиационных перевозок в нашем регионе. Можно ли что-то предпринять, чтобы избежать таких катастрофических последствий?

А ведь как дышал!

Экономический кризис в Казахстане оказался настолько продолжительным и глубоким, что к началу 2000-х закрытие предприятий уже никого не удивляло. Вполне возможно, что такая же участь ждала и костанайский аэропорт. Дорогостоящие перевозки оказались не так востребованы, как в былые годы, и в некоторых областных центрах аэродромы начали зарастать травой. Однако аэропорт Костаная, пройдя через кардинальные реорганизации, потеряв большую часть своих сотрудников,  выжил. Более того,  приобрел статус международного.

К этому времени руководство предприятия нащупало «золотую жилу»: люди, уехавшие в Германию, начали интенсивно общаться с оставшимися в Казахстане родственниками. Пока на республиканском уровне банкротились старые и создавались новые отечественные авиакомпании, на эти линии со своими самолетами пришли немцы. Первыми результатами они остались довольны. Что же касается костанайского аэропорта, то и он тоже задышал.

Но это деловое партнерство продолжалось недолго. Кто ж позволит солидный кусок отдавать иностранцам? Правда, немцев на этих рейсах сменили англичане, но они-то были «родные». Потому как часть акций их авиакомпании («Эйр Астана») принадлежит нашему родному государству. Ну да ладно, какая разница для костанайцев, кто будет летать. Лишь бы доход от отправки пассажиров в Германию шел на счет предприятия, которое, кстати, тоже носит статус акционерного общества. Однако здесь государству принадлежат все акции, и до недавнего времени аэропорт находился в муниципальной собственности, то есть в ведении областного акимата.

От смены перевозчика не стало ни холодно ни жарко и пассажирам германских рейсов. Разве что билеты начали дорожать. Но они по-прежнему имели возможность за тысячи километров быстро добраться в Костанай.

И вот ситуация изменилась. Теперь  из Германии нужно лететь в Астану, а потом еще добираться самолетом или поездом до Костаная.

«Это ваши так решили...»

Ранним субботним утром Николай Трофимович и Вера Ивановна приехали из поселка Майский Тарановского района в аэропорт встречать рейс из Франкфурта. Там я с ними и познакомился. Их сын Владимир уехал на ПМЖ в Германию 12 лет назад и теперь изредка приезжает в гости. О том, что этот рейс до Костаная выполняется предпоследний раз, они впервые услышали от автора этих строк.  На мой вопрос, как теперь их сын будет добираться до Костаная, Николай Трофимович пожал плечами:

- Не знаю. Может, самолетом до Астаны... Но ведь так будет дороже, а он и без того 6 лет не приезжал к нам - копил деньги на дорогу. Да и добираться к нам через Астану будет дольше.

После того как их сын, пройдя все процедуры, которые предписаны иностранцам, ступающим на казахстанскую землю, обнялся с родителями, я и его спросил об отношении к отмене рейсов в Костанай.

- Многие бывшие костанайцы об этом уже слышали. Конечно, неудобно теперь сюда добираться. Но это ведь ваши тут так решили, а что мы можем там, в Германии, сделать? - услышал я в ответ.

В этот же день самолет летел из Караганды через Костанай в Ганновер. Все пассажиры, с кем мне удалось поговорить, недоумевали по поводу переноса и этого рейса в Астану. Одни говорили, что теперь будут реже летать на родину, другие о том, что в таком случае легче добираться через Челябинск. Правда, тогда нужна российская виза, но все равно так будет дешевле.

Кстати, по этой причине они и сейчас могли бы использовать «челябинский вариант», но шли на большие расходы только по причине прилета самолета сразу в Костанай. Так гораздо удобнее. По мнению моих собеседников, особенно больно отмена рейсов скажется на пожилых людях. Скорее всего, они теперь откажутся от этих поездок.

Кому это надо?

Может быть, костанайский аэропорт не давал достаточной загрузки этим рейсам, и самолеты авиакомпании «Эйр Астана» на них терпели убытки? Или с доходами все было в порядке, но кто-то в правительстве «надавил» на авиакомпанию в угоду каких-то других целей? В Министерстве транспорта и коммуникаций РК нам ответили, что решение об отмене рейсов принимали в «Эйр Астане».  

Что касается загрузки рейсов в Германию и оттуда, то, по словам президента АО «Международный аэропорт «Костанай» Юрия КИМА, пустыми они не летали. В зависимости от сезона они были заполнены на 70 - 100%.

- Ежегодно на этом направлении мы обслуживали около 20 000 пассажиров, - говорит Ким. - При этом динамика в последние годы была положительная. С этой стороны претензий к нам со стороны перевозчиков быть не должно. За все время отправок международных рейсов мы отладили и все формы их обслуживания.

Тогда в чем дело? Руководитель костанайских авиаторов все объясняет стратегией, которая выбрана в Казахстане относительно  воздушных перевозок.

Стратегия и тактика

Если коротко, то суть ее заключается в том, что для международных авиалиний делается ставка на развитие лишь трех крупных аэропортов, обслуживающих различные регионы страны. Это Алматы, Астана и Атырау. Желающие улететь за границу из других казахстанских городов должны будут добираться в эти аэропорты самолетами местных авиалиний или другими видами транспорта.

Эта схема заимствована у развитых стран, где такого рода аэропорты называются «хабы». Данную версию подтвердили в пресс-службе АО «Эйр Астана». На наш запрос о причинах отмены названных выше рейсов нам ответили, что это сделано «в рамках программы развития Астаны, как хаба для международных рейсов». При этом количество рейсов на Франкфурт увеличивается в два раза, а из Астаны в Костанай самолет теперь будет летать каждый день.

Но это лишь частные меры, и по оценке костанайских авиаторов, нужного эффекта не дадут. Раз уж мы пошли по линии создания хабов, то параллельно нужно развивать и малую авиацию. Чего нет и в помине. Правительство, вместо того, чтобы оказывать содействие развитию  казахстанских авиакомпаний, освоивших внутриреспубликанские линии, лишь постоянно угрожает им списанием их самолетов.

Если правительство Казахстана последовательно будет идти этим путем, то выходит, что костанайский аэропорт когда-то могут лишить международного статуса? И тогда все затраты, которые пошли на создание структур и сооружений, необходимых для таможенного досмотра и пограничного контроля, окажутся напрасными?

Похоже, хорошо продуманной «стратегией» тут и не пахнет. Нет пока и никаких официальных документов. Есть лишь некая туманность в мозгах правительственных чиновников, состав которых постоянно меняется, а системной работы по развитию отечественной гражданской авиации не наблюдается.

Вот и в этой истории с переносом «германских» рейсов из Костаная в Астану, по словам Юрия Кима, костанайским авиаторам в министерстве транспорта и коммуникаций пообещали содействовать приходу на эту линию другой авиакомпании: российской, германской, либо какой-то иной. Но вопрос будет решаться на межгосударственном уровне, и станет ли данное ведомство его будировать, если стратегия у руководства страны в этой области другая? Тогда зачем обещать? Это, наверное, уже тактика.

Вы чьи будете?

Есть тут и еще одна тонкость. В ноябре прошлого года правительство республики приняло решение о передаче аэропорта «Костанай» из муниципальной в республиканскую собственность. Так легче было получить деньги из республиканского бюджета на запланированную реконструкцию аэропорта. Но проблемы в мировой финансовой системе помешали этим планам. Деньги были «срезаны». В 2008 году выделили около 130 млн тенге.

Что же касается ближайшего будущего, то там сплошная неясность. Закрыт путь для финансирования и из местного бюджета. Чтобы устранить это препятствие, аэропорт теперь нужно возвращать в муниципальную собственность. Местная власть вроде бы и не отказывается и всячески пытается содействовать решению, в том числе и по проблеме с международными рейсами, но при такой «раскоряке» между республиканской и муниципальной собственностью собственно и не обязано этим заниматься.

Президент АО Юрий Ким пока не склонен оценивать финансовое будущее аэропорта «Костанай» как катастрофическое. По его оценке, воздушные перевозки для какой-то части населения Костанайской области всегда будут нужны. Вопрос лишь в том, почему для очередной реорганизации в системе гражданской авиации нужно идти именно тем путем, который приносит стране не только  экономические убытки,  но и наносит моральный урон ее гражданам и бывшим нашим соотечественникам.

Мне сложно судить, насколько реальны возможности руководства костанайского аэропорта в решении финансовых проблем, которые возникнут после переноса названных рейсов в Астану. Но работники предприятия ничего хорошего от этой ситуации не ждут. Их можно понять. Они уже столько раз испытывали на себе все «прелести» казахстанских реформ, что и на этот раз готовятся к самому худшему.

Нужно ли развивать Астану за счет регионов?

Евгений АМАН, депутат Сената Парламента РК:

- Хотим мы этого или не хотим, но столица страны не может развиваться без поддержки регионов. Если вести речь о переводе отправки авиапассажиров в Германию из Костаная в Астану, то процесс этот, конечно, болезненный, но дело в том, что не может быть в каждой области Казахстана международного аэропорта. Все развитые страны давно уже ушли от этого. У них эту функцию выполняют лишь несколько аэропортов, а из остальных городов, причем очень крупных, пассажиры добираются туда другими рейсами. Граждане Германии тоже ведь не живут в тех городах, откуда вылетают в Казахстан. Такой подход удешевляет билеты на воздушном транспорте. Но я против того, чтобы аэропорт Костаная прекратил свое существование. Нам нужно развивать авиалинии внутри республики. Так, чтобы этот вид транспорта был более дешевым, а значит и доступным для большинства казахстанцев.

Валерий ВИШНИЧЕНКО, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Нужно развивать и Астану, и авиакомпанию, которая выполняет большинство международных рейсов, но нельзя этого делать в ущерб регионам. Чтобы в истории с костанайским аэропортом сделать правильную оценку, нужно подумать о том, насколько от переноса этих рейсов выиграет в целом наше государство. А для этого необходимы детальные расчеты. Я не знаю, делал ли кто-то их или нет, во всяком случае, мне об этом ничего неизвестно. Поэтому  о государственной целесообразности отмены этих рейсов сказать ничего не могу.

Анатолий ТАРАСЕНКО, генеральный директор ТОО «Костанайский печатный двор»:

- Я глубоко возмущен решением переноса рейсов в Астану. У нас часто ссылаются на мировой опыт, но в США, например, вообще нет такого понятия, как «провинция». Там люди,прежде всего думают о своем городе, и им, грубо говоря, наплевать, как будет выживать столица штата. Мне не раз приходилось летать этими рейсами, общаться с немцами, которые приезжали по делам бизнеса к нам, теперь все усложнилось - нужно летать через Астану. Не надо разрушать то, что уже есть, что создавалось годами. Считаю, что если кто-то так делает, он проводит антигосударственную политику.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала Демократической партии «Азат»:

- Не должно. Уже хватит. И без того сколько миллионов тенге потратили все области на строительство площадей в Астане. Теперь нужно делать наоборот: пусть столица помогает развиваться регионам. У меня много знакомых, живущих сейчас в Германии. Некоторые из них, узнав о переносе рейсов в Астану, сказали, что теперь вряд ли они будут приезжать в Костанай так часто, как раньше. Слишком неудобно. Спрашивается: кто от этого выиграл?

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор КИнЭУ, доктор экономических наук, депутат Костанайского гормаслихата:

- Конечно, мы все должны помогать развиваться нашей столице, но никто не должен и у нас отбирать возможность развивать свой регион. Деньги, которые зарабатывают авиаторы на отправке пассажиров, остаются в нашем городе и помогают его росту. Наши студенты и преподаватели всегда гордились, что из Костаная они могли прямым рейсом улететь в Германию, где проходили практику или стажировку. То, что наши немецкие коллеги могли так же приехать в Костанай, повышало имидж нашего города за рубежом. В этом смысле я бы не хотел, чтобы мы стали каким-то придатком к Астане.