Новые Пелевин и Умберто Эко

Великий итальянец Умберто Эко исследует, как создаются великие мифы человечества

rusrep.ru

Самое интересное чтение уходящего года по версии журнала «Русский Репортер»

Человеку читающему свойственно сверяться с братьями по разуму. Блог литературного обозревателя «РР» Константина МИЛЬЧИНА - идеальное место для этого. В его «шорт-листе» собраны далеко не всегда книги - непременные номинанты российских литпремий. Но большую часть того, на что обратил внимание Мильчин, в том числе переводную прозу, стоит прочесть.

В декабре - от Пелевина

Это стало традицией - перед Новым годом получать от этого писателя по новой книжке. В прошлом декабре это был сборник рассказов и повестей «Ананасная вода для прекрасной дамы». Теперь вышел роман: он называется «S.N.U.F.F.», и речь в нем идет о гуманитарном вмешательстве более развитого государства в дела одной варварской нации. Слово «снафф» означает разновидность порнографического видео, на котором запечатлено реальное убийство человека. Как всегда у Пелевина, это и метафорическое описание современности, и прогноз на будущее.

Представляете себе кадры современной военной хроники? На мерцающем экране домик, вокруг бегают человечки. Потом - бах! - и вместо домика облако пыли. Это сейчас, а в будущем (судя по всему, лет через триста) процесс уничтожения врага будет доведен до совершенства и его будут фиксировать на некий носитель во всех деталях. Таких запечатленных убийств в книге Пелевина предостаточно: это основное ремесло рассказчика, человека по имени Дамилола Карпов. Он пилот-оператор универсального устройства, которое летает, стреляет и одновременно снимает все происходящее.

В постапокалиптическом мире романа Пелевина на Земле осталось всего два обжитых пространства. На территории Сибири находится населенная орками антиутопическая Уркаина. Над ними парит утопический мир людей. Раз в год утопия мочит антиутопию всеми доступными техническими средствами и подробно фиксирует хронику этой войны, а потом люди радостно смотрят снаффы. Гнусные и мерзкие орки защищают свои традиционные ценности. Люди оправдывают свое вмешательство попытками насадить просвещенный режим - «демократуру».

Главной фишкой Пелевина всегда было убедительное толкование, объяснение нашей слегка абсурдной реальности. В «Generation “П”» он, например, разом объяснил все несуразицы и бардак общественно-политической жизни второй половины девяностых: новости монтируют на компьютерах, в телевизорах появляются оцифрованные персонажи, а вся информационная картинка проплачена некими таинственными заказчиками. Сейчас эта мысль кажется удивительно банальной: большинство граждан и без Пелевина уверены в том, что именно так все и есть. Но тогда мы в массе своей были гораздо наивнее, и роман «Generation “П”» стал культовым.

С романом «S.N.U.F.F» Пелевин попал в точку. Мир вновь, как и в конце девяностых, стал таким бредовым, что требует в качестве интерпретатора не политика, общественного деятеля или аналитика, а писателя, причем с таким же обширным внутренним миром и благородным безумием, как у Виктора Пелевина.

Новости давно превратились в сплошной снафф, а войны между высокоразвитым западным миром и очередными условными «орками» и правда начинаются по расписанию и проходят по заранее известному плану. Кто же мы в этой паре - люди или орки?

Пелевин едко иронизирует по поводу происходящих в мире событий, но от прямых оценок воздерживается.

Экономика как фактор прозы

В издательстве «Юнайтед Пресс» вышел роман Рэндалла Лейна «Нулевые». После 11 сентября 2001-го безумное потребление в Америке стало важной составляющей национальной идеи и одним из лекарств, которое должно было залечить травму, нанесенную населению страны терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне. После падений в 2001-2003 годах рынок акций начал расти, и все больше людей стали пытаться хоть что-то на нем заработать. В 2004 году Рэндалл Лейн, журналист с опытом работы в самых разных сферах, начинает издавать журнал Trader Monthly - для трейдеров и про трейдеров. Лейн дал новым героям возможность похвастаться своими достижениями, на людей посмотреть и себя показать.

«Анонимный «трейдер» обрел реальное лицо», - так описывает Лейн итоги первого полугодия своей деятельности. Для журнала был придуман лозунг, отразивший дух безумной эпохи: «Увидь, добудь, потрать!» Целевая аудитория Trader Monthly жила по этому нехитрому принципу.

«Нулевые», которые Лейн написал через несколько лет, - необычная книга. Описаниям вечеринок, попоек и трат позавидует любой автор гламурной прозы. Но все-таки книга не об этом - она про экономическую историю прошедшего десятилетия, показанную через жизнь одного конкретного человека. Лейн не трейдер и не акционер, да и бизнесмен он, по собственному признанию, плохой. В нулевые ему вряд ли светило крупно заработать. Тем не менее он придумал свое ноу-хау - нашел новообразовавшуюся состоятельную социальную группу и попытался сыграть на ее тщеславии.

Несмотря на то что Trader Monthly организовывал дорогущие вечеринки, редакция едва сводила концы с концами. В те времена весь мир начал жить в долг, и Лейн тоже залез в долги, ожидая прибылей. Но когда к концу описываемого периода трейдеры из героев вдруг превратились во врагов человечества, издательским амбициям автора пришел конец… В общем, это не без юмора написанная исповедь и главное документальное свидетельство начала и конца нулевых.

Блистательный текст про экономику и логику футбола - «Футболономика» от Саймона Купера и Стефана Шимански (издательство «Альпина паблишерз». Здесь приводится набор хитрых схем, при помощи которых можно с большой вероятностью угадать, кто же победит в матче двух сборных команд; объясняется, почему «Челси» в ближайшее время не светит выиграть Лигу чемпионов, а вот «Зениту» это теоретически по плечу; приводятся примеры правильной и неправильной экономики футбольного клуба; наконец, мы узнаем, что, по версии Купера и Шимански, дела у английского футбола очень плохи.

«Линии разлома» Рагурама Раджана (издательство Института Гайдара) - умнейшая книга бывшего главного экономиста Международного валютного фонда. В этом труде, вышедшем в 2010 году, Раджан подробно объясняет, что экономический кризис далек от завершения, что рост экономики без восстановления рабочих мест - пустой звук, что, несмотря на внешнее благополучие и вроде бы благоприятные статистические данные, в реальности мир по-прежнему болен. 2011-й год продемонстрировал, что Раджан, к сожалению, прав.

Великие и просто хорошие

Великий итальянский писатель Умберто Эко выпускает романы в среднем раз в 6 лет. После мрачноватого автобиографического «Таинственного пламени царицы Лоаны» он вернулся к своей основной теме - рассказу о том, как создаются мифы. В «Пражском кладбище» Эко обратился к заговорам второй половины XIX века. Чрезвычайно остроумный текст, который, ко всему прочему, начисто отбивает желание верить в заговоры и национальные стереотипы.

«Тоже Родина» -  так называется сборник рассказов одного из самых интересных русских прозаиков Андрея Рубанова. Герой Рубанова - сверхчеловек. Он превосходно разбирается в восточных единоборствах, он умен, начитан, он умеет разговаривать и с академиками, и с ментами, и с бандитами, и с чеченцами, он лучше всех водит машину и умеет пить водку, он не предаст и не продаст. Вот только все эти умения и таланты оказываются совершенно бесполезны: во всех рассказах планы героя рушатся.

Adibas Зазы Бурчуладзе - сюрреалистический роман об августовской войне между Россией и Грузией. Это взгляд, причем неординарный, с грузинской стороны. Пока русские войска уверенно продвигаются вглубь страны и захватывают все новые и новые города и районы, а над головой пролетают русские бомбардировщики, в Тбилиси местная богема живет своей жизнью: тусуется по клубам и бассейнам, выбирает шмотки в секонд-хендах, устраивает групповухи, продает и покупает наркотики. Самый драйвовый текст про одно из самых острых событий последних лет.

Наринэ Абгарян прославилась благодаря забавным книгам про девочку Манюню. А в этом году в издательстве «АСТ» у нее вышли трогательные и остроумные воспоминания о том, как она работала кассиршей в обменнике в начале 1990-х годов. Книга называется «Понаехавшая». Абгарян мастерски рисует типажи: боевая начальница-монстр, коллеги по обменнику, валютные проститутки, бандиты, добродушный и вечно пьяный инкассатор, которого главная героиня затаскивает на своих плечах в банк. Это 1990-е в чистом виде, но не лихие, а милые, то есть лучшая книга, примиряющая нас с нашим недавним прошлым.

Подписи:  Заза Бурчуладзе написал сюрреалистический роман о войне между Россией и Грузией

Фото www.snob.ru