Опора на госбюрократию и «Нур Отан»

Нурсултан Назарбаев опору в обществе предпочитает искать в партии «Нур Отан»

Евгений ШИБАРШИН

Опора на госбюрократию и «Нур Отан»

Куда идет политический процесс в Казахстане? Итоги 2011 года

Уходящий год казахстанцам запомнится не столько экономическими достижениями, сколько незаурядными политическими событиями. Правда, руководство страны, верное своей установке «сначала - экономика, потом - политика», все эти досрочные выборы-перевыборы мотивировало необходимостью обеспечить быстрейшее начало форсированного индустриально-инновационного перевооружения экономики. Да и вторую волну мирового финансового кризиса, о неизбежности которой постоянно предупреждают экономисты, тоже, дескать, надо встретить не разбродом и шатанием, а отмобилизованными гражданами, сплотившимися вокруг Лидера нации. Можно сказать, что именно этому «сплочению» и была посвящена вся политическая жизнь Казахстана 2011 года.

Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz

Мобилизационный период

Этот период начался еще в конце прошлого года кампанией по сбору подписей за референдум по продлению президентских полномочий Нурсултану Назарбаеву. 28 января глава государства объявил 2011-й Годом 20-летия независимости Казахстана, и теперь, что бы в стране ни делалось, все, так или иначе связывали со знаменательной датой. Даже самороспуск мажилиса его инициаторы объяснили тем, что с переходом страны в свое третье десятилетие начинается следующий этап развития, а чтобы его осуществить, нужно непременно избрать многопартийный Парламент. Хотя уместнее было начать не с очередного роспуска депутатского корпуса, который почему-то постоянно «путается под ногами» исполнительной власти, а наоборот - с ухода от традиции досрочного прекращения полномочий Парламента. 

Эта пропагандистская кампания оказалась очень удобной формой для постоянного подчеркивания выдающейся роли первого президента в становлении казахской государственности. Причем славословия поклонников его политического таланта были настолько чрезмерны, что как тут не подумать: уж не ради ли самого Назарбаева придуман этот юбилей?

В общем, внутренняя политика в уходящем году была так или иначе построена вокруг имени главы государства. Случайно ли это? Гадать по этому поводу можно бесконечно, и большинство версий наверняка имеют под собой основания. Точный ответ на поставленные вопросы может дать только время. Сегодня же с большой степенью вероятности можно предполагать, что все главные политические события года направлены на сохранение власти той группы людей, которая сейчас занимает все основные командные посты в государстве. На чем основано это утверждение?

Политика экономике не помеха

Как известно, в качестве официальной причины досрочных выборов президента РК и мажилиса назывался неблагоприятный прогноз состояния мировой экономики на 2012-й год. Надо, мол, заниматься антикризисными мероприятиями, а мы будем увлечены выборной агитацией.

Казалось бы, возразить тут нечем. Давно замечено, что в странах с развитой демократией активизация электоральных процессов обязательно накладывает свой отпечаток на экономику. И дело тут не столько в отвлечении людей от экономики на политику, сколько во множестве обещаний, которые дают претенденты на власть. Выиграв выборы, они могут изменить правила игры, а раз так - бизнес какое-то время занимает выжидательную позицию.

В Казахстане ситуация иная. Сегодняшняя власть заявляет, что выборы она выиграет, но не хотела бы отвлекаться от реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития. Так ли это на самом деле? Итоги социально-экономического развития Казахстана в 2011 году показывают, что, несмотря на мощное вовлечение людей в политические мероприятия, экономика достигла хороших результатов.

Как сообщил на этой неделе президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ, по предварительным итогам, ВВП Казахстана в 2011 году вырастет на 7,3%. Увеличение наблюдается во всех отраслях. Например, в сельском хозяйстве - на 25,5%, в строительстве - почти на 3%, в промышленности - на 4%.  За последние два года в Казахстане начали выпускать 106 видов продукции, которую раньше не производили. По Карте индустриализации должно быть создано 609 объектов на общую сумму 9,6 трлн тенге.

Ранее премьер-министр РК Карим МАСИМОВ на заседании правительства, подводя итоги 10 месяцев, сообщил, что уже введено 234 объекта (из них в 2011-м - 82), а к концу года планируется еще 162 - на сумму 903 млрд тенге. Особо он отметил рост в машиностроении, химической, черной и цветной металлургии.

О том, что экономика страны в 2011 году на подъеме, говорит и значительный рост потребляемой энергии, и увеличение грузооборота на транспорте.

Выросли и доходы. Это заметно из сравнения двух цифр. При том, что индекс потребительских цен на начало ноября 2011 года относительно декабря 2010-го составил 106,5%, оборот розничной торговли за 11 месяцев текущего года в сравнении с тем же периодом 2010-го вырос на 12,5%. При этом продажа на рынках и индивидуальными предпринимателями увеличилась на 20,1%. А ведь там «отоваривается» именно та часть населения, для которой любое удорожание болезненно. К тому же, по официальным данным, доля данного канала реализации в розничной торговле составляет 48,9%. Не нужно забывать и о том, что вклады физических лиц на депозитные счета в банках второго уровня за этот период тоже выросли (на 12,2%). Это говорит о появлении большего количества «лишних» денег, которые можно складывать в «чулок».

Исходя из таких впечатляющих итогов, следуя логике инициаторов досрочной выборной кампании, можно сделать вывод, что активизация политической жизни в Казахстане в уходящем году дала обратный результат - она пошла во благо экономике.

Ну кто всерьез воспримет такое умозаключение? Да и авторы идеи о досрочной выборной кампании тоже прекрасно понимают, что связь экономики с политикой тут есть, но она проявляется с другого бока: экономическая ситуация 2012 года для теперешней власти может оказаться настолько неблагоприятной, что выборная кампания  в конституционные сроки обернется большими потерями. Не поможет даже административный ресурс. Скорее - наоборот. В этом смысле 2011 год более благоприятный.

Споткнулись о Жанаозен

Все, вроде бы, складывалось удачно. Но вот беда: в конце года в Жанаозене случились беспорядки, власть была вынуждена применить оружие. В стране, отличавшейся стабильностью, подобные явления не могут быть обидной случайностью. В них скорее всего проявляются некие глубинные процессы, требующие не только обычного расследования правоохранительных органов, но и тщательного анализа специалистов из другой сферы. Окончательные выводы делать еще рано, но одно обстоятельство уже говорит о многом. Президент Нурсултан Назарбаев, побывав на месте событий, сообщил, что знал о затянувшемся трудовом конфликте, что еще летом планировал приехать в регион и во всем разобраться на месте. Однако его заверили, что там все уже отрегулировали. Оказалось, главу государства «вводили в заблуждение». Тогда где гарантия, что аналогичное не происходит по другим проблемным для Казахстана вопросам? Не показатель ли это, что система управления в Казахстане дает сбои? Тогда какие должны последовать выводы?

В России после недавних выборов в Госдуму и скандалов по поводу их итогов президент Дмитрий Медведев в послании к народу предложил конкретные меры по децентрализации власти. Тут и переход к выборности губернаторов, и увеличение средств, которыми будут распоряжаться регионы, и упрощение процедуры регистрации политических партий, и введение по нескольким округам прямых (а не по партийным спискам) выборов депутатов Госдумы, и другие меры, которые говорят, что политическая система у нашего северного соседа претерпит радикальные изменения.

А в Казахстане? В отличие от попыток российского руководства встретить трудные времена опорой на широкие народные массы, Нурсултан Назарбаев, похоже, главную ставку делает на совершенствование работы госаппарата и усиление роли партии «Нур Отан». Этим пронизана его речь на предвыборном съезде «Нур Отана», где партии предлагалось встать «во главе широкого антикоррупционного движения» и «всегда оставаться партией справедливости». А после событий в Жанаозене глава государства в очередной раз проявил озабоченность качеством работы своих чиновников. И все. Дескать, возможности госбюрократии в условиях молодой государственности еще не исчерпаны, поэтому пусть где-то «балуются» демократией, а у нас свой путь. Потому и власть нужно сохранить во что бы то ни стало. Придумывая всякие схемы, внешне напоминающие проявление демократии, но держащиеся только на манипуляции сознанием людей, «не развращенных» обилием информации.

Сказать, что где-то есть страна, где граждане свободны от каких-либо манипуляций их сознанием, означает не понимать устройства сегодняшнего мира. Тут проблема в другом. В условиях коррупционного сращивания госбюрократии с бизнесом общество может оздоровить только реальная политическая конкуренция. Ее в Казахстане нет. И чем дольше так будет продолжаться, тем болезненнее может оказаться переход на новый уровень свободы. Это путь в никуда.

Фото islam.ru