Праздник души

Юрий БОНДАРЕНКО

Я не о том празднике, который так масштабно прошествовал по стране. Хотя и к таким праздникам отношусь вполне нормально. Что плохого в том,  что есть еще одна возможность послушать музыку, а кому-то и показать себя или провести посвященные празднику соревнования? Тут я  двумя руками «за».

И все же сейчас я о другом празднике. Празднике, который еще ждет костанайцев, но к которому мне с пока еще малой  частью моих земляков уже удалось прикоснуться.  Это - новый спектакль в постановке нашего земляка, а теперь жителя Санкт-Петербурга  Валерия Захарьева.

  Сейчас я в непростом положении. Нет смысла раскрывать тайну и писать о сюжете. С книгами и спектаклями все-таки лучше знакомиться лично, а не через куцые либо пафосные пересказы. Едим же и любим мы сами. И никакой рассказ о  самой шикарной еде не заменит хотя бы скромного личного ужина, как никакой любовный роман не заменит душевного и телесного прикосновения к женщине (или мужчине - тут уж кому что отвела природа).

Но не могу не поделиться своим ощущением праздника, которое заполнило меня, окунувшегося в мир спектакля дважды: сначала на своего рода «прокате» нового спектакля, поставленного в русском драматическом Валерием Захарьевым по пьесе Михая Себастьяна "Нежданный повод для любви" перед сдачей, а затем на самой сдаче. Спектакль, как и тысячи спектаклей, книг и фильмов - о любви и жизни. Казалось бы - банально. Но в том-то и чудо искусства, что о вечно повторяющемся оно, если это и в самом деле искусство, может говорить, не повторяясь. Спектакль, на мой взгляд,  родился очень живым. Веселье без пошлости. Глубина без грязи. Сегодня это немалого стоит и вселяет надежду в то, что грязная пена с коммерциализированного искусства, стремящегося во что бы то ни стало продаться, раньше или позже схлынет. А собственно искусство выживет.

Зритель увидит спектакль только в октябре. Умный зритель не разочаруется.

Что до меня, то спектакль неожиданно натолкнул и на отнюдь не театральные размышления. Пьеса-то - из прежних, очень нелегких времен. И написана в маленькой нищей стране. А ведь живет и играет всеми красками! Делает эту страну интересной миру. Безо всякого надувания щек, самовозвеличивания и прочего. И думается: ребята, не надо утопать в славословьях, штампованных признаниях в любви к своей стране, языку, городу. Искренне любите - так сделайте что-то с душою, то, за что не будет  стыдно, как сделали это  и автор пьесы и те, кто оживил ее на костанайской сцене. Задуматься пришлось и над иным. Но об этом потом, после официального выхода спектакля в свет. Пока же хотелось бы только заметить, что мне, костанайцу, очень приятно то, что в сфере искусства, литературы, поэзии Костанай - отнюдь не серая провинция. Хотя сколько еще можно и нужно бы тут сделать!  Причем без каких-то там сногсшибательных затрат. Что же касается собственно театра, то так здорово, что он обретает «второе дыхание». Одного только всерьез не хватает: былых портретов актеров и всех ведущих сотрудников театра на стенах. Ведь для любого театра это своего рода визитная карточка, столь же необходимая, как та самая «вешалка», с которой, как известно, начинается собственно театр. Ведь театр (и тут я  лишь цитирую одного из наших ценителей искусства) - это не здание, а люди.  Люди,  которые не могут не быть на виду, такая уж профессия.