Подержанный автомобиль теперь роскошь?

В Костанайскую область после 1 июля предприниматели начали активно ввозить новые легковые автомобили

Юлия АНДРУСЕНКО

Из-за отмены льготных ставок на растаможивание машины в Костанае подорожали на 30%

С 1 июля таможенное декларирование ввезенных в Казахстан автомобилей производится по ставкам Единого таможенного тарифа, действующего на территории стран ТС. В течение года на территории РК действовали льготные ставки на растаможку машин. 1 июля миновало, и перед автолюбителями и продавцами подержанных машин встало сразу несколько проблем.

Растаможка по цене авто

Во-первых, не все купленные автомобили успели попасть на территорию страны до часа Х. И теперь у их владельцев есть несколько вариантов действия: продать автомобиль на территории той страны, где  машина находится, разобрать его на запчасти или отказаться от него в пользу государства. И говорят, что принять решение о дальнейшей судьбе своего автомобиля нужно будет за 4 месяца.

Можно, конечно, ввезти его по новым ставкам таможенных пошлин. Но это обойдется автолюбителю в  8-10 раз дороже прежних цен.

На примере это выглядит так. Мерседес Е320 2003 года выпуска с объемом двигателя 3,2 л стоит 19 800 евро. Растаможить такой автомобиль - 18 560 евро. До 1 июля льготные ставки составляли от 0,35 до 0,6 евро за один кубический сантиметр в зависимости от объема двигателя. А это значит, что  по льготному режиму растаможить такой автомобиль стоило бы 1920 евро.

Едва ли предпринимателю удастся продать машину, которой 7 лет, за 37 500 евро, если в салоне новая «Тойота Камри» стоит 23500 евро.

Кто на что надеется

На автомобильном рынке Костаная, расположенном неподалеку от автовокзала,  сейчас не так много покупателей. Но и те, кто есть, не торопятся с приобретением автомобилей. Говорят, есть надежда на то, что цены снова вернутся на прежний уровень.

- Я давно приценивался к этой Audi А4, - рассказывает  потенциальный покупатель Назымбек СЕЙТКОЖИН, - за последний месяц она с 15 000 подорожала до 16 700. Теперь думаю, стоит ли покупать.

У продавцов на этот счет такое же мнение - повышаются цены на автомобили не в первый раз. И всегда снова возвращаются на прежний уровень. Поэтому повышение цен,по их прогнозам, будет недлительное.

Цены поднялись не только на те машины, которые прошли таможенное декларирование по новым ставкам, но и на те, которые уже давно выставлены на продажу.

Те, кто не успел доставить в страну автомобили вовремя, но уже купили их, теперь  мечутся, не зная, что предпринять. Случаев, когда машину не успели привезти на склад временного хранения по вине компаний, доставляющих груз, немало. В Интернете даже появился сайт, где заявляют, что пытаются оказать помощь всем, кто не успел растаможить автомобиль по льготным ставкам.

- У предпринимателей, которые занимались продажей авто, в частности, гоняли подержанные автомобили, наступает нелегкий период, - говорит организатор сайта www.avto.goo.kz Алексей КУБРАК, - у этих людей бизнес, можно сказать, умер, потому что стоимость растаможки в несколько раз выше, чем стоимость самого автомобиля, и покупать их никто не будет. 

И хотя льготный тариф касался лишь тех, кто ввозил автомобили в Казахстан только для собственного пользования, предпринимателям эти льготы тоже помогали заработать. Они привозили автомобили на заказ и регистрировали их сразу на будущих владельцев, получая за это гонорар.

 - Новый автомобиль сейчас выходит по цене гораздо дешевле, чем подержанный, - поясняет Алексей, - потому что пошлины таможенные на новые машины хоть и увеличились, но только в 2 раза... Что касается нерастаможенных авто, то мы сейчас стараемся хоть как-то изменить ситуацию. Пишем письма, обращения и премьер-министру,и президенту, но никаких результатов это пока не принесло. Поэтому 14 июля мы в Алматы, в бизнес-центре Old Square, собираем тех, кто не смог растаможить свои автомобили, чтобы решить этот вопрос в судебном порядке.

Но шансы на благоприятный исход дела невелики. Льготные ставки были введены в действие одновременно с началом функционирования Таможенного союза и теперь согласно подписанному международному соглашению продление льготного периода - вне компетенции правительства РК.

Смотрим в завтра

Между Россией и Казахстаном торговля беспошлинная. Это означает, что произведенные на территории РФ автомобили будут ввозить без таможенных пошлин. И стоимость этих автомобилей значительно ниже, чем тех же авто из Германии или ОАЭ.

- Те цены, которые мы сейчас видим на авторынках и автостоянках, были подняты на испуге, - говорит директор костанайского ТОО «Автодом» Валерий СТЕПАНЕНКО, - это не означает, что сегодняшняя цена приживется. Мы увидим это уже через месяц-полтора. Но это касается ввезенных и растаможенных по льготным ставкам автомобилей. Что же касается наполняемости рынка - с этим все будет сложнее. Выбор б/у автомобилей стоимостью до $10 000 будет все меньше и меньше. Пополняться рынок будет только новыми автомобилями. Сейчас российский автопром наладил интенсивное производство, мы уже завозим достаточно много машин иностранных марок, но выпущенных в России. Цены привлекательные - от $ 14 000 новый автомобиль. Через 5 лет он будет стоить меньше $10 000 и такими автомобилями будет наполняться парк б/у машин. На сегодняшний день покупательский спрос на новые автомобили российского производства очень высок. За ними уже образовались очереди на несколько месяцев. Мой прогноз: лет через пять мы придем к тому, что 80% нашего автомобильного рынка будут составлять автомобили, произведенные в России.

Официально

Год льготных пошлин привлек в Казахстан большое количество подержанных автомобилей. В Костанайскую область в 2010 году пригнали в 1,5 раза больше машин, чем в прошлом.

- За год в нашу область было ввезено 3 522 машины. На 1 июля 2010 года в области появилось около 2000 новых автомобилей, - говорит главный специалист отдела организационной работы и контроля департамента  таможенного контроля Костанаской области Гульжан АХМЕТОВА. -  К 1 июля 2011 года в Костанайской области все автомобили успели растаможить.

Ставки таможенных пошлин на легковые автомобили по единому таможенному тарифу ТС

Объем бензинового двигателя

Возраст автомобиля

Ставка ввозной таможенной пошлины
(в процентах от таможенной стоимости, в евро за 1 см3)

 Не более 1 000 см3

Новый

30%, но не менее 1.2 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 1.2 евро

 

Более 5 лет

2.5 евро

От 1 000 см3 до 1 500 см3

Новый

30%, но не менее 1.45 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 1.45 евро

 

Более 5 лет

2.7 евро

От 1 500 см3 до 1 800 см3

Новый

30%, но не менее 1.5 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 1.2 евро

 

Более 5 лет

2.9 евро

От 1 800 см3 до 3 000 см3

Новый

30%, но не менее 2.15 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 2.15 евро

 

Более 5 лет

4 евро

Более 3 000 см3

Новый

30%, но не менее 2.8 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 2.8 евро

 

Более 5 лет

5.8 евро

Объем дизельного двигателя

Возраст автомобиля

Ставка ввозной таможенной пошлины
(в процентах от таможенной стоимости, в евро за 1 см3)

Не более 1 500 см3

Новый

30%, но не менее 1.45 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 1.45 евро

 

Более 5 лет

2.7 евро

От 1 500 см3 до 2 500 см3

Новый

30%, но не менее 1.9 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 2.15 евро

 

Более 5 лет

4 евро

Более 2 500 см3

Новый

30%, но не менее 2.5 евро

 

До 5 лет

35%, но не менее 2.8 евро

 

Более 5 лет

5.8 евро

Примечание: при таможенной очистке также предусмотрен НДС (12%) на все автомобили, а на авто с объемом двигателя более 3 000 куб. см еще и акцизный налог - по100 тнг за каждый 1 куб. см рабочего объема.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА