Каждый фотограф - немного художник

Ильзира СТАКАНОВА

Как житель Костаная стал лауреатом престижного международного конкурса

Творение известного костанайского фотографа Ивана МАРМАЛИДИ в 2020 году вошло в сотню лучших одиночных работ Шестой международной фотопремии 35AWARDS в номинации «Натюрморт».

Это фото - победитель 3-го тура конкурса, вошло в сотню лучших снимков в номинации «Натюрморт»

Эта премия учреждена в 2015 году, и с каждым годом количество участников увеличивается. В 2020 году 444 000 работ представили 123 000 фотографов из 173 стран мира.

Иван Мармалиди впервые принял участие в конкурсе. Здесь он был единственным представителем Казахстана. На вопрос, почему выбрал номинацию «Натюрморт», ответил:

Автопортрет

- Потому что это самое интересное для меня на тот момент оказалось. Хотя у меня очень много пейзажей, портретов. Я вообще увлечен тем, что люблю ловить выражение лица человека во время эмоциональных всплесков, мне нравится снимать музыкантов во время исполнения. В такие моменты видна их душа. Но натюрморт тоже интересно снимать. Я смотрел работы прошлых фотопремий, мне захотелось в своих натюрмортах сделать иначе, поменять форму. Да еще, насмотревшись японской культуры, решил сделать определенные изгибы и применить определенные цвета. В работе, которая у меня была уже в третьем туре конкурса, я использовал кожзаменитель с таким насыщенным тропическим желтым цветом, он у меня был как фон. Покрасил посуду матовыми белым, красным и черным. И потом выстраивал эту композицию.

Пастух Асан

В детстве родители купили Ивану фотоаппарат, который до пленки не дожил, так как был сразу разобран любопытным ребенком. Но уже в школьном возрасте пришло более серьезное отношение к занятиям фотографией. Для этого покупали пленку, проявитель, закрепитель, происходило самостоятельное обучение процессу печати, и затем при красном фонаре проявлялся снимок.

На обратной стороне улицы

Одной из главных зацепок, по воспоминаниям Ивана Ивановича, была традиция хранить фотографии своих предков, потому что за этим шла история рода. В каждом доме на стене висел самостоятельно выполненный багет, в него вставляли несколько снимков, получался коллаж. Когда приходили гости, хозяева рассказывали, кто изображен на снимках. Фотография имела свою нишу в жизни семьи и в жизни культуры того поколения.

Подсознание

Затем была работа ассистентом кинооператора в одном из корпунктов киностудии «Казахфильм». В задачу корпункта входило освещение жизни трудового народа. Съемки в первую очередь отправляли в киножурнал «Советский Казахстан», часть из них шла во всесоюзный журнал «Новости дня». В эти годы Мармалиди работал на средних и общих планах, этот стиль он называет «протокольной съемкой», где работают свои законы и манеры. Именно в это время пришла большая ответственность, так как существовало очень жесткое правило: отработать на все сто, ничто не должно помешать тебе сделать съемку. Одной из последних правительственных съемок было освещение приезда в Кустанайскую область Председателя Верховного Совета СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Затем Иван Иванович работал фотографом на заводе химволокна, здесь у него зарождался свой оригинальный стиль.

Астана. Дорога на Эльдорадо

Тогда, в 80-х, в ДК «Химик» впервые проходили джазовые фестивали, где надо было снимать... музыку. Портреты музыкантов для Мармалиди - по сей день любимое направление. На фестивалях познакомился с известными рок- и джаз-музыкантами Сергеем Курехиным, Давидом Голощекиным.

Портрет художника Георгия Сокова

Затем началась перестройка: менялась страна, и в жизни обычных людей тоже происходили свои изменения.

Народный артист России, домрист Александр Цыганков

С конца 80-х до 2013 года Иван Мармалиди не брал в руки фотоаппарат, но потом купил цифровой NICON 3200 и увлечение вернулось. Сам мастер говорит так:

Скрипачка Елена Малыгина

- Для меня, как аналогового фотографа, изначально важно иметь кадр. Не всегда даже лучшие фотографы могут показать себя, все зависит от объекта съемки и условий. Бывает, что смотришь на человека, он простой, типаж непримечательный, но, когда ты узнаешь про него какую-то историю или поговоришь с ним, он открывается тебе совсем по-другому. Ты видишь в нем другой материал и иными глазами. Сейчас я обладаю другой цифровой камерой и выжимаю из нее все, что возможно. Меняю объективы, фотоаппараты, вижу возможности и понимаю, что получается объемней, шире и богаче. Я себя приравниваю к фотолюбителям, чтобы не переваливать планку. Когда вижу фотографии на сайтах в некоторых государственных учреждениях, порой удивляюсь, насколько безграмотно построен кадр. Фотография - это еще и важный документальный материал, к которому нужно относиться весьма серьезно. Чтобы быть профессиональным фотографом, нужно знать живопись в обязательном порядке, нужно знать знаменитых художников, нужно видеть цвет, чувствовать пластику света. Этому надо учиться.

Протоиерей Виталий (Клеба)

Натюрморт «Кармен»

Натюрморт «Золотая рыбка»

Натюрморт в японском стиле

 Фото Ивана МАРМАЛИДИ

Автор статьи - гражданский журналист "НГ"