Выходишь на улицу и рисуешь...

Георгий ГОВОРОВ

Успокоить нервы можно с помощью красок и карандашей. Лучше всего где-нибудь на пленэре

У художников лето - всегда праздник, можно выйти из мастерской на улицу и писать картины на свежем воздухе. Такие вылазки художники называют пленэром, как поясняет «Википедия», это попытка постичь натуру, богатство изменения цвета под влиянием солнечного света и окружающей атмосферы. Для учеников костанайской художественной школы им. Никифорова пленэр имеет и более приземленную цель. Работа на свежем воздухе - это их двухнедельный экзамен.

Ученики художественной школы на пленэр берут не только бумагу, но и раскладные стулья

Понедельник, 7 июня, 10 часов утра. Группа учеников, которая занимается живописью третий год, заканчивает свои работы на площади перед университетом.

Светлана Шалунова: «Я беру холст или войлок, делаю свою работу и отдыхаю»

- Детей на пленэр мы выводим раз в году, обычно с 1 по 14 июня, - рассказала «НГ» учитель рисунка, живописи и композиции Светлана ШАЛУНОВА. - Дети учатся рисовать природу, смотрят строение ветвей и деревьев, изучают архитектурные особенности зданий, делают зарисовки людей. У сосны свой скелет, у елки - другая основа. Это на уроке мы им ставим горшок с цветами, а здесь - природа, нужно следить, как дерево стоит, как растут ветки, какая перспектива будет у картины. На пленэре вырабатывается живописное начало, когда каждая деталь влияет на картину. Начинаем с основы дерева, а уже потом определяются направления мазков. Это такой мастер-класс. Когда они выполнят все задания, которых не менее десяти, плюс большая заключительная работа, посвященная теме экологии или городского пейзажа, будет организован просмотр.

Шалунова рекомендует непрофессиональным художникам первым делом не забыть надеть головной убор, чтобы не отвлекаться от работы на солнце. Рисуют чаще акварелью, чем гуашью, чтобы не разбрасывать вокруг баночки с краской. Место должно быть тихое, но несложное, чтобы объект рисунка был хорошо освещен и ничем не заслонен.

- Уроков в Интернете много, так что для начинающего художника этого будет достаточно, - считает Светлана Ивановна. - Я все же стараюсь давать своим воспитанникам академическое образование, чтобы они рисовали по правилам.

Средняя продолжительность пленэра - около трех часов. Многие приносят маленький раскладной стул и небольшую деревянную подставку, которой заменяют стол или мольберт. Воду набирают на месте из уже заработавшего фонтана. Художники очень рады вернуться в парк после ковидного перерыва.

Дарья Никифорова попыталась предать людям в рисунке пластичность фигуры

- Я делаю зарисовку человека в акварели, - говорит ученица школы им. Никифорова, 14-летняя Дарья НИКИФОРОВА. - В этом задании сложность в том, чтобы передать пластику фигуры и контрасты. Сложно прорисовать складки на одежде. Я люблю писать портреты, этот жанр помогает мне передавать эмоции человека. Учитель корректирует мою работу. В прошлом году пленэр проходил дистанционно. Я также старалась по возможности рисовать на улице, выходила во двор или ближайший парк. Садилась в сторонке, включала музыку в наушниках и рисовала. Только мы не собирались все вместе, поэтому невозможно быстро обсуждать работы с учителями. Это, пожалуй, единственный минус дистанционных пленэров.

15-летняя Полина БРЫНСКАЯ в прошлом году больше всего отведенного на пленэр времени провела на даче, где зарисовывала пейзажи и животных.

Полина Брынская рисовала университет сначала карандашами, а после - акварелью

- Я рисовала университет в прошлом году, только карандашом, - вспоминает Полина и описывают свою новую постковидную работу: - Сегодня я рисую университет и фонтан, стараюсь сделать их как можно более живописней. На пленэре картины получаются другими. Даже не знаю, как это описать... Свет падает на картину под определенным углом, за счет этого она становится уникальной. Я стараюсь не бояться цвета, делать изображение более ярким и объемным. Картины показываю друзьям или родственникам. У меня их даже пытались купить, предлагали до 10 000 тенге, но я отказалась. Постеснялась. Бывает, во время пленэра подходят люди, смотрят из-за спины, как я рисую, а потом просят создать их портрет.

Костанайский региональный университет имени Байтурсынова, рисунок акварелью

Еще одно заметное в Костанае здание, Казахско-французский центр, рисовала Арина НАРУШАВИВУТЕ.

Арина Нарушавивуте нарисовала Казахско-французский центр в перспективе

- Его я рисую в перспективе. Помимо здания, прорисовываю аллею и выстраиваю линию глаз, - объясняет 15-летняя художница. - Этим пленэр и хорош, что у нас глаза сначала разбегаются, а потом мы пытаемся сфокусироваться на одном объекте. Выбираем на свой вкус. Я сижу прямо напротив здания, стараюсь не менять свое положение, поэтому сижу вне тени деревьев. Я считаю, всегда лучше рисовать с натуры. Когда был карантин, я рисовала, опираясь на фотографии зданий. Фотография сама искажает реальность, а потом еще и художник искажает, в результате получается очень неточная картина.

Профессиональные художники стараются прорисовывать не только общий вид, но даже складки на одежде

Большинство юных воспитанников художественной школы - девочки. Мальчики предпочитают уходить в спорт. Парадоксально, что большинство известных костанайских художников - мужчины. Девочки же больше стремятся уйти в сферу архитектуры или дизайна. Арина задумывается о карьере фешн-иллюстратора, дизайнера одежды или мультипликатора. Дарья планирует использовать основы, приобретенные в художественной школе, чтобы в будущем было легче поступить в университет на архитектора.

- Сейчас детей родители так серьезно поддерживают, что у некоторых есть собственные мастерские. У меня нет, а у них есть! - говорит член Союза художников Казахстана Светлана Шалунова. - Есть еще одна тенденция, очень много людей пожилого возраста, уже на пенсии, начинают интересоваться искусством. Спрашивают меня: «Можно?» А я отвечаю: «Почему нет? Можно!» Искусство лечит душу. Когда был локдаун и мы работали из дома, конечно, напряг душевный был. Я беру холст или войлок, делаю свою работу и отдыхаю. У пожилых очень неплохие картины получаются.

Фото Георгия ГОВОРОВА