Реинкарнация деревянных Буратино

Георгий ГОВОРОВ

Костанаец создает из бревен скульптуры животных и персонажей мультфильмов

Сложно поверить, что скульптура костанайского плотника Игоря ШАБАНОВА раньше была всего лишь бревном. Своих Буратино он начал стругать в апреле. Они, конечно, не оживают, как это было в сказке. Зато из них уже можно сформировать персональную выставку. Специально для «НГ» Игорь рассказал, как создать такие скульптуры и с какими трудностями могут столкнуться начинающие мастера.

Вырезать деревянные скульптуры Игорь Шабанов учился самостоятельно

Шабанов подчеркивает: по большей части навыков он самоучка. Интернетом почти не пользуется, он нужен только для рисунков животных. Все остальное оттачивается на практике.

- Сначала начал рисовать, еще в армии хорошо рисовал, - вспоминает Игорь. - Потом и другие таланты потихоньку проявились. Раньше кораблики вырезал. А потом - раз рисовать научился, беседки строил. Свой мебельный цех держал. Сейчас работаю плотником. Подумал, что пока идет пандемия и есть свободное время, можно творчеством заняться. Благо бензопилу держать в руках умею. Все началось с деревянного гриба, я его сделал из небольшого пенька. Так вот постепенно, методом проб и ошибок, я стругал свои деревянные скульптуры.

Свой труд Игорь называет «реинкарнацией» бревен, которые в противном случае пошли бы на дрова. Большинство его работ ориентированы на детей: сказочные персонажи, герои мультфильмов и животные. Каждая скульптура ярко разукрашена.

По задумке автора, павлин с помощью своего хвоста защищает белку

- Вырезать можно из любого бревна, главное - увидеть конечный результат, который можно слепить из куска дерева, - говорит мастер. - Для льва нужна очень массивная заготовка, использую их из сосны или тополя. Береза очень хорошо идет, но у ствола этого дерева не хватает массивности. Материалы закупает мой работодатель. Первым делом обдираю кору и сопоставляю эскиз с бревном. На бревне очерчиваю секции и распределяю, где и что вырезать. Это важно, чтобы соблюсти пропорции.

Для создания скульптур нужен небольшой арсенал инструментов: электро- и бензо-пилы, шлифмашинка, болгарка и стамеска. На одну фигуру уходит три дня работы с перерывами только на сон и еду. В месяц удается сделать 4-5 фигур. Одна из последних работ - скульптура льва.

- Льва я делаю из сосны, - рассказал «НГ» Шабанов. - Как смеются друзья, я всегда начинаю работать со рта. Самое сложное - начать, потому что еще нет ориентиров и сложно учесть все детали. А когда большой бензопилой спилено все, что мне не надо, потом мелочь обрабатываю электрической пилой. Отдельных деталей совсем немного. У льва это глаза. Их я прикрепляю с помощью клея и дополнительно вбиваю гвоздь. Иногда отдельно вытачиваю клыки. Но в остальном все детали вырезаются на основной заготовке.

Мелкие детали крепятся с помощью клея

После того как скульптура выстрогана, Игорь обрабатывает ее олифой, чтобы влага не впитывалась и дерево не давало трещин, и только после этого разрисовывает водоэмульсионной краской. Он считает, что яркие фигуры более привлекательны не только из-за внешнего вида, но и благодаря устойчивости к течению времени. Дерево рано или поздно темнеет и лишает скульптуру прежнего шарма. При этом, если приглядеться, рисунок дерева все равно проступает. Шабанов старается, чтобы краски сохраняли тональность, цвета плавно перетекали из одного в другой.

- Для такой работы потребуется немало физических усилий, - добавляет мастер. - Но многое зависит от качества используемого инструмента. Поэтому при желании и наличии средств можно облегчить свои труды. Тяжело вырезать вдоль текстуры дерева, когда инструмент врезается в волокно. Еще тяжело бензопилой выпиливать углубления - это кропотливая работа. Очень легко работать с сосной, но у нее детали легко откалываются. С березой такого не произойдет. А тополь очень рыхлый, он ворсится, его тяжело и обрабатывать, и шлифовать.

Прообразами для скульптур стали персонажи сказок и мультфильмов, а также животные

Некоторые скульптуры имеют смысловую нагрузку. На одной из заготовок с одной стороны - лицо старого мужчины, а с другой - молодого. Общая у них только тюбетейка. Таким образом, автор подчеркивает, что от молодости до старости - один шаг.

Реже Игорь собирает из двух заготовок одну работу. Полено, которое почти 15 лет использовали для рубки мяса, он превратил в ступу для Бабы-яги. Саму колдунью он вырезал из другой заготовки.

Совсем нетипичная работа - деревянный мотоцикл.

Мотоцикл из березы обладает только одним недостатком - не может ездить

- Ездили в лес за дровами, остались детали от берез, - вспоминает Шабанов. - Начинал с колес: вырезал чурки, нашел старую резину. К колесам крепил ось. Сиденья вырезал из пеньков. Корпус собрал из отдельных брусьев. Обрабатывать краской не стал, только слой олифы нанес. Атрибутику взял из запчастей настоящего автомобиля. Выхлопная труба - единственная крупная металлическая деталь.

Ездить мотоцикл не может. Сделано это специально, чтобы с ним могли безопасно играть дети.

Игорь Шабанов надеется, что продолжит свое увлечение и когда пандемия закончится: «Было бы дерево, а что вырезать, придумать несложно».

 

 На ступе Бабы-яги раньше разделывали мясо

Фото Георгия ГОВОРОВА