Большой безнал: осталось -надцать дней

Галина КАТКОВА, Арсений СТАКАНОВ

«НГ» выясняла, насколько в Костанае пассажиры и транспорт готовы к электронному билетированию

 2 ноября в областном центре стартовал проект по переводу оплаты услуг городского пассажирского транспорта на безналичный формат. Участвуют в нем акимат, перевозчики, компания, которая обеспечила транспорт POS-терминалами, и все горожане, что пользуются автобусами. Задумано, что с 1 января 2021 года оплата за проезд начнет взиматься дифференцированно: с картой услуга для взрослого пассажира будет стоить 80 тенге, а наличными почти в два раза больше - 150 тенге. Готовы?

 Они сказали: «Поехали!»

В этом своеобразном эксперименте город находится уже больше месяца. Стартовал он в начале ноября большой пресс-конференцией руководителя отдела ЖКХ акимата Костаная Наурзбая МУСИНА и генерального директора ТОО AlemPay Сергея ЦОЯ. Это ТОО как раз обеспечило 260 костанайских автобусов оборудованием для электронного билетирования, а сами терминалы - программами и чековыми лентами. Вложили в это дело, говорилось на конференции, 80 млн тенге. Следовательно, должны быть заинтересованы в успехе предприятия. Тем более что это же товарищество выпустило транспортные карты, а это снова вложения.

По новым правилам входить в автобус нужно через переднюю дверь, платить при входе

К внедрению безналичного расчета на транспорте Костанай подступался не единожды. Много было разговоров про валидаторы, появлялась даже компания, готовая ими обеспечить, но оборудование оказалось слишком дорогим. Наконец нашли вариант, который вроде устроил все стороны. Терминалы, кстати, пока значатся у перевозчиков на ответственном хранении. Их стоимость ТОО  AlemPay «отбивает», зачисляя себе около 9% с каждой оплаты проезда. На той же пресс-конференции говорили, что и контролеры от этой компании будут появляться в автобусах, отлавливая тех, кто не платит за проезд. И сумму штрафа называли внушительную - чуть ли не 5 000 тенге. Повторимся, все вроде бы продумано, чтобы новое дело двигалось активно.

 Между дверями

Корреспонденты «НГ» много пользуются городским транспортом: с работы, на работу, по работе мы двигаемся в основном на автобусах, поэтому неплохо осведомлены о том, как реально обстоят дела с переходом на безналичный расчет. Маршруты, которые лучше других освоены нами: №№ 2, 3, 8, 19, 21, 24, 25, 38. Как видите, их немало. И что ценно, обслуживают их разные перевозчики, которые явно по-разному отрабатывают безналичную схему расчетов с пассажирами.

Большая часть костанайских перевозчиков работает с пассажирами по старинке

В начале ноября утром на остановке «Детский мир», что на проспекте Аль-Фараби, дней пять можно было наблюдать одну и ту же картину: пассажиры, которым нужно войти в автобус, мечутся от одной двери к другой. Одни знали, что теперь входить надо через переднюю дверь, платить при входе, и пытались это делать. Другие не знали или игнорировали новый порядок. Водители, как правило, не очень стремились менять ситуацию. Говорили, что на маршруте да еще в час пик у них других обязанностей хватает. Итог - в подавляющей части костанайских автобусов вход-выход пассажиров сейчас осуществляется, как раньше. И это довольно показательный момент отношения к эксперименту.

Отметим, в салоне, если вошли в центральную дверь, до момента выхода мы все фактически безбилетники. Проверить у нас ничего невозможно. Когда выходишь, тебе уже билет точно не нужен. И это решение водителя, взявшего с тебя наличку, провести платеж через терминал или нет.

 Делать, а не причины искать

Среди всех перевозчиков пока есть одно исключение - ТОО «Жарык Жол - 1», которое обслуживает маршруты № 24 и № 27. В эти автобусы пассажиры дисциплинированно входят только через переднюю дверь, платят и получают билет. Особенно впечатляет картинка на остановке у магазина «Нур» на проспекте Аль-Фараби, когда на большой посадочной площадке одновременно принимают пассажиров машины этого ТОО и другие. Садясь в одни, люди терпеливо ждут своей очереди у передней двери, в другие - толпятся и ломятся в дверь в середине салона. Параллельные миры.

- Да делать надо, а не причины искать, чтобы не делать, - определил свою позицию директор ТОО «Жарык Жол - 1» Виктор МУЩИНСКИЙ, - пассажиры прекрасно подчиняются, когда есть твердый порядок. Вы вот напишите, что пассажир должен требовать билет, это в его интересах, иначе зайдут ревизоры и оштрафуют его на круглую сумму. А еще напишите обязательно, что если в автобусе стоит кассовый аппарат, но он не работает, или вообще нет терминала, то сегодня в Костанае человек имеет право не платить за проезд вообще. Потому что ему обязаны предоставить право осуществлять безналичный расчет, раз он уже потратился на транспортную карту.

В этом моменте коллеги с Мущинским не согласны. Например, заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий ПАНАСЕНКО прокомментировал «НГ» это так: сейчас в Костанае реализуется проект в тестовом режиме, а жесткие требования по обеспечению условий для безналичного расчета можно будет предъявлять только после 1 января 2021 года, точнее, когда официально введут дифференцированный тариф.

Акимат в лице руководителя отдела ЖКХ обещал с ответом по этому вопросу определиться в ближайшие дни.

 Карты есть

О самом главном, ради чего все затевалось, - об оплате картами. Пользуются ими пока совсем немного. Полагаем, что те, кто часто ездит в автобусах, это подтвердят. По оценкам самих перевозчиков - от 10 до 25 процентов пассажиров расплачиваются сейчас безналично. Почему так мало, никто с ходу объяснить не может. Пять дней один из авторов материала по пути на работу считал, сколько человек на перегоне между остановками «Детский мир» и «Радуга» использовали карты. Выходило - 15-25 пассажиров, а терминалом пользовалось 4-5 человек, больше всего на остановке «Большевичка».

Если просканировать ситуацию, то чего добились акимат и ТОО AlemPay в продвижении карт? Снят их дефицит. Готовя материал, мы зашли в магазин «Детский мир», где должен был находиться заявленный пункт по продаже транспортных карт. Он там был, карты по 290 тенге имелись, очереди никакой.

Интересно, что карты люди покупают, но не пользуются ими. По данным на конец ноября, продано было более 22 000, но активировано менее 3 000.

На Казпочте в декабре костанайцы стали заказывать карты для пенсионеров и детей. Критикуют, правда, слишком мудреную процедуру оформления (требуются ИИН детей, например) и очереди. В центральном офисе, впрочем, днем 8 декабря столпотворения не было, девушка на ресепшене понятно объясняла порядок. Прежде жалобы были на долгое ожидание.

На Казпочте можно заказать карты для пенсионеров и детей

Из положительного: пришло и утвердилось понимание, что платить в автобусах можно любыми карточками банков второго уровня, в систему они интегрированы. Так что большей части населения можно о транспортных картах не думать вообще. А специальные - зеленые для пенсионеров и красно-оранжевые для детей - привлекают тем, что с них снимается льготная плата за проезд. Если платить банковской картой за ребенка, то спишется 80 тенге, без льготы.

В Костанае до сих пор есть автобусы, в которых нет терминалов

Из явно отрицательного: до сих пор в Костанае есть автобусы, в частности, на маршруте № 2, где вообще нет терминалов. Мы две таких машины отметили. Стойки есть, аппаратов нет. Руководитель отдела ЖКХ Наурзбай Мусин, которому мы задали этот вопрос, сказал, что провел рейд, такие автобусы действительно есть, водители объясняют ситуацию чисто техническими причинами - «проводок отошел, еще что-то». До 14 декабря проблему должны снять.

 Слово пассажирам

Чтобы его услышать, мы просто подежурили на остановках. Основная жалоба всех пассажиров: информации о переходе на безнал вроде много, но она обрывочна.

Пенсионерка Галина ТОРОСЬЯН, как только стало известно, что нужно приобретать карточки, пошла на почту и заказала.

- На главпочтамте была давка в первые дни ноября. Потом стали давать в отделении около моего дома, - говорит она. - Я знаю, что моя карточка зеленая (цвет карточки пенсионного тарифа), но как ее пополнять? Говорят, что через баланс телефона, а если я не хочу привязывать ее к телефону? Еще вопрос, как ездить на дачу, не по пенсионному тарифу же?

Дача - вопрос сезонный, но некоторым людям часто приходится выезжать за пределы города на «сотых» автобусах. На таких пока валидатора нет. Как будет дальше?

- Хочу похвалить водителей маршрута № 27, они исправно работают по-новому, - считает пенсионерка Татьяна ФИЛИППОВА.

У нее уже есть карточка, которой она пока не пользуется, еще не разобралась, как ее пополнять. Филиппова считает, что валидаторы - это хорошая вещь, фиксируют всех пассажиров, значит, у водителей не будет возможности положить что-то себе в карман.

Екатерина ИВЧЕНКО часто ездит на № 24. Она еще не до конца привыкла входить через переднюю дверь, но карточкой расплачивается, это ей удобно. Легко купила в «Детском мире» карточки родителям и себе, активировала через SMS, деньги на поездку снялись с баланса телефона. Только у родителей, считает Ивченко, могут возникнуть трудности с пополнением, скорее всего, они предпочтут двойной тариф.

- Хотя странно, почему такая высокая цена? - говорит Екатерина. - У меня знакомая живет в Белгороде, они тоже могут выбирать способ оплаты. Но по карте у них 18 рублей, а наличкой - 21. Меньше разница. Еще вопрос с детскими карточками: когда я покупала свою, сказали, что детям выдает школа, но наша классная руководительница ничего про это не знала.

Отдельный вопрос опрошенных: а если я редко езжу на автобусах, зачем тогда мне эта карточка?

Николай ИВАНОВ живет в районе Костанай-2 и в город выбирается раз в месяц. Говорит, если нужно, возьмет карточку у дочери или заплатит по двойному тарифу, куда деваться.

Салтанат ХАЛИКОВА вообще не была осведомлена о новых правилах проезда. Подумала, что это какие-то санитарные меры.

Еще одна загвоздка: пассажиры с сумками или колясками. На одной из остановок мы встретили человека с огромной сумкой, ждущего автобус на вокзал. Он сказал, что ему неудобно с таким грузом лезть в переднюю дверь. Пассажирка Наталья ПЕРФИЛОВА считает, что в автобусах все-таки нужны кондукторы. Оппоненты ей возражают: какие кондукторы, вспомните давку в час пик... У Перфиловой не выяснен вопрос: если она едет в автобусе с  мужем, могут ли они оплатить проезд одной картой?

Подводя итоги экспресс-опроса, можем сказать: пассажирские вопросы по новым автобусным правилам копятся, а сами эти правила реализуются довольно медленно. Из 20 опрошенных нами костанайцев у 4 есть карты, но пользовались ими пока только 2. Притом что все собираются карточки приобретать, когда будет невмоготу.

 Практику - на завтра

По характеру вопросов видно, что они все в основном теоретические. Практику костанайцы дружно оставляют на время после 1 января, хотя срок, отведенный на тестирование возможностей безналичной оплаты, можно было использовать куда продуктивнее. И вопросы перед властями или компанией, установившей в автобусах терминалы, уже сегодня ставить более сложные. Ведь пока не начнешь пользоваться транспортной картой, не поймешь, как она активируется. Если карта не активирована, то можно пополнить на ней баланс, но все равно не удастся оплатить поездку. Еще одна проблема - на транспортных картах довольно неудобно проверять остаток суммы. То есть для продвинутой молодежи, может, это и легко - зайти на сайт alempay.kz, найти раздел «Детализация платежей», установить пароль, войти в личный кабинет... А для пожилых людей, у которых нет смартфона, которые вообще не в ладах с компьютером, не очень. В начале эпопеи с картами нам говорили, что на экране терминала будет высвечиваться остаток суммы на карте, но происходит это быстро, цифры довольно мелкие, а если еще час пик, то всматриваться некогда, водитель торопится и за пару секунд уходит на главную страницу.

Почему-то водители нередко разворачивают валидаторы так, что самому пассажиру прикладывать карту неудобно

Всем в этом смысле хороша банковская карта, но ее, без конца доставая-убирая, в автобусе легко потерять. И пока вы не начнете платить часто, не сможете осмысленно сделать выбор между такой картой и все-таки транспортной.

Уже есть вопросы по картам для пенсионеров и детей. У Казпочты есть право осуществлять банковскую деятельность. Значит, эти карты как банковские? И какая-то сумма должна будет сниматься за их обслуживание?

Вопросов - море. Они, возможно, мелкие. Но очень нужен один временный консультативный телефонный номер, что-то типа call-центра, где можно было бы их задать.

Пока отделом ЖКХ обещано провести на следующей неделе пресс-конференцию по вопросам перехода на электронное билетирование. 

 Фото Ксении РЕБИК