«Услуги получили хакеры, а платим мы?»

Георгий ГОВОРОВ

Миллионные счета за спутниковую связь стали предметом разбирательства в экономическом суде

Как наговорить по стационарному телефону на 2 421 668 тенге за три дня? Очень просто - достаточно круглосуточно общаться по спутниковой связи. Очень крупные счета в августе 2020 года получили от АО «Казахтелеком» несколько костанайских фирм и филиал АО «Нурбанк». В числе пострадавших: аптека, филиал банка и ТОО «Твой шанс» (издатель газеты «Твой шанс» и еженедельника «Наша Газета»). Предположительно, злоумышленники с Украины взломали мини-АТС, установленные в этих фирмах, и с них делали звонки.

«Твой шанс» и «Нурбанк» подали иск к Северной региональной дирекции АО «Казахтелеком» с требованием признать ненадлежащим исполнение договора на оказание услуг и признать незаконным начисление задолженности. Истцы считают, что раз не получали услуги, то и оплачивать задолженность не их обязанность. Банк свой долг в размере 2,9 млн тенге погасил почти сразу, чтобы не отключали телефонную связь. ТОО «Твой шанс» оплачивать не стало.

Первое онлайн-слушание прошло в Специализированном межрайонном экономическом суде по Северо-Казахстанской области 3 декабря.

Неля Якупова: «Мы не имеем права ограничивать трафик самостоятельно»

- С требованиями истцов мы не согласны, - заявила представитель «Казахтелекома» Неля ЯКУПОВА. - В целях информирования 7 августа в «Нурбанк» была отправлено уведомление о всплеске трафика. Был осмотрен акт осмотра телефонной линии, в ходе которого стороннего подключения не обнаружено. Мы провели расследование и выяснили, что у клиента есть мини-АТС производства Panasonic. Она имеет функцию удаленной настройки. В результате произошло незаконное подключение к сетям банка. С целью недопущения повтора мы 10 августа (после взлома - «НГ») порекомендовали переконфигурировать мини-АТС и отключить функции внешнего управления. «Нурбанк» действовал недобросовестно... Ответственность за обслуживание линий связи определяется на границе раздела. Так как АТС установлена на территории банка, то и ответственность за нее несет банк. Мы также провели служебную проверку, которая не выявила нарушения на оборудовании «Казахтелекома». По факту нанесенного ущерба мы рекомендовали банку обратиться в правоохранительные органы. Условиями договора обязанность об уведомлении о всплеске трафика не возложена на АО «Казахтелеком». Мы также не имеем права ограничивать трафик самостоятельно. Услуги нами предоставлены без нарушения.

Якупова отметила, что биллинг подтвердил спутниковые звонки с телефона «Нурбанка». Логика проста: предприятия сами установили мини-АТС, «Казахтелекому» об этом не сообщили и как следует не настроили их безопасность. А то, что их взломали, не проблема оператора связи.

Примерно то же представитель «Казахтелекома» говорила и о ситуации с ТОО «Твой шанс». Правда, в отличие от банка, директор ТОО подал заявление в полицию. Пока следователи не смогли установить, кто именно воспользовался мини-АТС костанайской фирмы.

- Мы считаем, что ТОО «Твой шанс» обязано оплатить задолженность за услуги, оказанные АО «Казахтелеком», - сказала Якупова. - В последующем у предприятия будет право обратиться к виновному во взломе лицу с иском о взыскании уплаченной суммы в порядке регресса по ст. 279 Гражданского кодекса РК.

- Когда гендиректор Северной региональной дирекции телекоммуникаций филиала АО «Казахтелеком» Ерсайн Дюсемалиев комментировал ситуацию «Нашей Газете», он говорил, что у оператора связи есть служба по выявлению трафика. Есть такая служба или нет? - спросил представитель «Нурбанка» Бауржан ЗАЙДИНОВ.

- Такой службы у нас нет. По моей информации, такая служба пока только в процессе создания в АО «Казахтелеком», - ответила Якупова.

- Вы говорили, что не обязаны уведомлять абонента о всплеске трафика. Но вы это почему-то сделали (ТОО «Твой шанс» известили только через три дня после начала всплеска - «НГ»). Зачем вы тогда разослали уведомления?

- С целью информирования клиента и недопущения роста дебиторской задолженности, которая сейчас есть у «Твоего шанса». Мы из-за этого тоже несем убытки. Информирование о задолженности также происходит ежемесячно.

Анна Дудина отметила, что у оператора связи есть возможность пресечь всплеск активности на мини-АТС

- Вы давали ТОО «Твой шанс» рекомендации по использованию мини-АТС? - спросила адвокат Анна ДУДИНА, представляющая интересы ТОО «Твой шанс».

- В договоре нет приложения с рекомендациями по использованию мини-АТС, - ответила Якупова. - Но есть пункт, в котором прописана ответственность самостоятельно обслуживать свои линии связи на территории ТОО.

- В чем «Твой шанс» действовал недобросовестно? - уточняла Дудина. - Вы говорили, что для вас невыгодно, когда клиент подключает мини-АТС. Это так?

- Это ваше умозаключение. Использование мини-АТС предполагает получение выгоды. Если бы вы получили от «Казахтелекома» 20 номеров и распределили по своим телефонам, то была бы другая станция. Несанкционированный доступ был на стороне ТОО «Твой шанс». Было подключение к вашим номерам.

- На границе раздела не было подключения, вы в своем отзыве сами говорили, что телефонные звонки были с Украины, - отметила Дудина. - Вы сами говорите, что услугу получали третьи лица и мы должны обратиться в полицию. Тогда вопрос: на каком основании оплачивать услуги будем мы, а не злоумышленники?

- На основании условий договора! - ответила Якупова.

- Но всем же известно, что услуги получали третьи лица, - настаивала представитель ТОО «Твой шанс». - Так почему мы должны платить?

- Повторюсь, на основании двухстороннего договора между ТОО «Твой шанс» и АО «Казахтелеком».

Анна Дудина отметила, что сотрудники «Казахтелекома» по исходящим звонкам могли знать, у кого установлена мини-АТС. Соответственно, у оператора связи есть возможность пресечь всплеск активности.

- Такие службы есть в больших городах, то есть пресечь подозрительные мошеннические действия, - пояснила Дудина. - Такая же служба существует в банках, которая следит за активностью денежных переводов с карты на карту. «Казахтелеком», собственно, и сказал нам о всплеске, но через три дня.

Судья Кульнар МАСИМОВА спросила, можно ли было не отключать телефоны, пока полиция разбирается в обстоятельствах произошедшего. Представитель «Казахтелекома» пояснила: истцам предлагали гасить долг поэтапно.

- Я понимаю, что у вас договор, - отреагировала Масимова. - Но давайте судить с точки зрения человеческих отношений. Людям нужно работать, поэтому они обратились в суд. Вы же своими актами указываете, что было какое-то хакерство. Может быть, стоит сесть за стол переговоров и найти компромисс? Вы знаете политику нашего государства, президента, Елбасы, что все споры должны решаться в порядке мирового соглашения. Поэтому суд просит вас договориться как можно скорее! Возможно, иск преждевременный, потому что полиция пока не завершила расследование.

9 декабря стало известно, что «Казахтелеком» разблокировал телефоны в ТОО «Твой шанс».

Следующее заседание суда по этому делу назначено на 24 декабря.

 Кадры из видео