Есть такая профессия - город возводить

Георгий ГОВОРОВ

Почетный строитель Казахстана - о том, как строили Костанай до и после распада СССР

Если театр начинается с вешалки, то город, наверное, с вокзала. В Костанае проект нового здания железнодорожного вокзала был разработан в 1974 году. Причем делали его в самом Мосгипротрансе, так как по замыслу это должен был быть один из крупнейших вокзалов в СССР. В 1978 году за проектирование и строительство объекта коллектив архитекторов, инженеров и строителей был удостоен премии Совета министров СССР. Спустя 42 года «НГ» удалось поговорить с человеком, который участвовал в этом строительстве.

 Строителем стал случайно

Повод познакомиться с Болатом АТЖАНОВЫМ выдался подходящий - 5 августа 2020 года его, ветерана промышленного строительства Костанайской области, наградили нагрудным знаком «Почетный строитель». В его биографии не только вокзал, Атжанов строил новый город, областной центр.

 Болат Атжанов: «Мне всегда везло - работал с настоящими специалистами» / Фото Ксении РЕБИК

- Я родом из поселка Викторовское Тарановского района, в школу пошел в Кустанае, а с 5-го класса обучался в Камышинской средней школе, - вспоминает Болат Баширович. - В селе подрабатывал на поле, освоил профессии тракториста и токаря, на работе проводил летние каникулы. Нас в семье было 6 детей, я самый старший. Так получилось, что, когда поехал поступать в институт, всем было не до меня. Собирался поступать на специальность «Автоматика и телемеханика» в Алма-Ате. Но денег на билет хватило, чтобы доехать до Рудного, где учили только геофизиков и строителей. Здесь был серьезный конкурс, одновременно поступали выпускники 10-х и 11-х классов. Было трудно, но я набрал необходимое количество баллов, и меня взяли.

Обычно говорят, что два сильных характера отталкивают или подавляют друг друга. В семье Атжановых, скорее, наоборот. В январе 2020 года «НГ» писала о супруге Болата Башировича - Римме АТЖАНОВОЙ, которая стояла у истоков создания службы кустанайских бортпроводников. Полгода назад она получила звание «Почетный авиатор Казахстана».

- Познакомились с Болатом еще в школе, но встречаться стали, уже когда были студентами, - вспоминает Римма Васильевна. - Он, когда вернулся из армии, поехал не к родителям в Аркалык, а ко мне. Он был такой романтик... Я летала, из Алма-Аты посылала ему яблоки ящиками, а в ответ получила посылку, еле с мамой дотащили ее до дома. Открываем, а там камни.

Служа в армии, Болат присылал будущей жене камни со дна Байкала / Фото из семейного архива

- Я думал, она поймет, - добавляет Болат Баширович. - Я служил в Забайкальском крае, часто бывал на берегу озера. Не то чтобы это были кирпичи... Я специально со дна гладкие, многослойные камни добывал. Приезжаю домой, а они эту каменную красоту в бочки с огурцами заложили.

 Вокзал - проект экспериментальный

В 1972 году Болат Атжанов устроился на работу мастером в «Казглавстройпроект» в Аркалыке, но уже через год был зачислен инженером строительного отдела в Кустанайский проектный институт. С главной стройкой областного центра он познакомится только в 1974  году, когда перейдет на работу в «Магнитогорскстройпуть» на должность мастера.

Болат Атжанов с супругой возле здания нового вокзала Кустаная / Фото из семейного архива

- Это был экспериментальный проект - планировали сделать авто- и железнодорожный вокзал в одном здании, - вспоминает Атжанов. - Старый вокзал снесли полностью. Я тогда молодой был, для меня любой проект казался очень сложным. Но мне всегда везло - работал с настоящими специалистами. Нас часто перекидывали с места на место, поэтому и в подвале вокзала успел поработать, и над козырьком потрудился. Сам козырек был уникальный, он был отдельно стоящий, колонна монолитной была. Использовали бетон марки «500». На КЖБИ делали максимально марки «400», а мы его уже самостоятельно дорабатывали. На этом вокзале была такая красивая штукатурка, она на солнце играла. На первом этаже мозаику постелили, до сих пор сохранилась. Качественно строили! Бригада монтажников была такой профессиональной, что они первое место на ВДНХ заняли.

Болат Баширович очень скромно рассказывает о себе, то и дело переключаясь на коллег. Раз за разом повторяет: стройка - это результат работы коллектива.

- Мы умудрялись с предложениями выступать, менять проектные решения, - рассказывает он. - Тогда нас за это грамотами награждали. Хоть наизнанку вывернись, все равно грамоту дадут вместо денежного поощрения. Однажды в качестве благодарности за работу транзистор за 16 рублей подарили - это для нас был большой праздник.

Атжанов работал на строительстве жилых домов, строил здания обкома и Дворца пионеров (сейчас - городская школа детского творчества - «НГ»). В 1986 году стал заместителем главного инженера треста «Тургайалюминстрой», а с 1987 года трудился в системе Министерства тяжелого строительства.

 «Наши были лучшими»

После распада СССР Болат Атжанов возглавил ТОО «Отан». Говорит, собрались вместе с коллегами и создали свою фирму. Бетон производили, железную дорогу выкупили. Но частная стройка не задалась.

- Мы строили два монолитных дома возле магазина «Восток» в Костанае, но так и не достроили, - вспоминает Болат Баширович. - Потом получилась анекдотичная ситуация: мы работали, работали, работали, а нам не оплачивали работу. А зарплату платить надо, налоги тоже. Так и не смогли достроить дома, пришлось закрыться.

О новых стройках Костаная Атжанов почти не говорит. Считает, что с 2012 года, когда он вышел на пенсию, многое поменялось. Но отмечает - появилось много хороших инструментов и технологий.

- Единственное, я не совсем понимаю, зачем сейчас дома облицовывают плиткой, - сетует он. - Такая облицовка мне не нравится, она, на мой взгляд, бесполезная. Костанайская область всегда славилась своими строителями. Я поражался - когда пошла перестройка, стали приглашать строителей из Турции и стран ближнего зарубежья. Зачем? Когда наши строители были лучшими! У нас был экскаватор-драглайн, у него тросовый ковш, который постоянно болтается из стороны в сторону. Наш специалист мог с помощью него спичечный коробок поднять и держать так, чтобы тот не упал. Раньше строители работали не только ради зарплаты, но и ради самой профессии. Я желаю всем будущим строителям в первую очередь заботиться о качестве своей работы! Тогда и все остальное приложится.