Дамские штучки недавнего прошлого

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Парфюм прежних времен: что стояло на туалетных столиках наших бабушек и прабабушек?

В экспозиции «Энциклопедия музейных предметов», разместившейся в фойе Костанайского областного историко-краеведческого музея, есть предметы, вызывающие ностальгию у представительниц слабого пола, хотя бы немного заставших советский период. Это то, что помогало женщинам чувствовать себя женщинами.

Небогатый уголок красоты советской женщины: трельяж, любимые духи, пудра и разная мелочь в шкатулке/ Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

Одной из интересных страниц повседневной человеческой жизни всегда были ухищрения, с помощью которых женщины старались улучшить свой имидж. На туалетном столике или этажерке советской женщины не было много косметики и парфюма, да и ассортимент был весьма скудный. Но, несмотря ни на какие трудности, дамы умудрялись добывать пудру, тушь, помаду и столь вожделенные духи. Речь, конечно, о хороших духах. Такая коробка, разумеется с флаконом внутри, есть и в экспозиции «Энциклопедия музейных предметов».

- Самыми престижными духами считались «Красная Москва», - говорит заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения региональной истории Галина САТАЛКИНА. - Не каждая советская женщина могла себе позволить такую покупку. Если женщине дарили такие духи, значит, подходили к выбору с желанием угодить.

В таких флаконах продавалась «Красная Москва» в разные годы / Фото grandi.su

В постперестроечное время, когда вошло в моду всячески гадить на историю своей родины, кто-то запустил дезинформацию, что эти духи советские парфюмеры вероломно украли у французов, поскольку своего ничего изобрести никогда не могли. Даже духи - и те стибрили! Эта дезинформация периодически выскакивает из разных щелей Всемирной паутины, и многие в нее верят.

Да, создатель аромата - француз Генрих Брокар, который еще очень молодым человеком переехал из Парижа в Москву, чтобы основать там свое дело. И ему полностью удалось осуществить в чужой стране свою мечту. Так появилась в России парфюмерная фабрика «Империя Брокара». Уже будучи очень успешным парфюмером, на закате своей жизни он создал аромат, который напоминал ему  запахи букета из розы, пармской фиалки, ландыша и нарцисса. Название духи получили довольно помпезное: «Любимый букет императрицы». После революции фабрика Брокара получила ужасно некрасивое и унылое название «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». А вот главный парфюмер фабрики Август Мишель, который успел поработать с самим Брокаром, остался работать на своем месте, и благодаря ему фабрика в 1922 году получила более броское название «Новая заря». Когда все революционные страсти улеглись, Август Мишель задумался о возрождении духов «Любимый букет императрицы». Понимая, что всех ингредиентов в молодом советском государстве просто не достать, он несколько упростил рецептуру. Впрочем, есть такой миф, что даже в упрощенном варианте число компонентов превышало 60, но это только миф. Основные запахи, составлявшие основу  этих духов, были: бергамот, апельсин, жасмин и гвоздика. Как и положено в духах, для закрепления композиции использовался мускус. Так и получились духи «Красная Москва», на долгие годы возглавившие список самого желанного парфюма в СССР.

Так что не было никакого воровства. Хоть и французы поработали над созданием «Красной Москвы», но это были «наши» французы. Соответственно, и духи не французские. Упаковка менялась с годами, но над ней всегда работали настоящие профессиональные художники, не забывая об основной идее флакона и коробки: все должно было напоминать о Кремле - сердце столицы большой страны.

«Красная Москва» долго держала первенство среди парфюма в Советском Союзе и даже брала призы на международных конкурсах. Но в 70-х производители стали упрощать состав, чтобы сделать духи более массовыми. Аромат уже не казался столь притягательным, популярность «Красной Москвы» стала стремительно падать, и уже в 80-х они считались «бабушкиными». К тому же стали в продаже появляться французские «Клима», «Кристиан Диор», «Нина Риччи». Французы говорят: «Если женщина не пользуется духами, у нее нет будущего». Кто видел очереди в универмаге за французскими духами по 25 советских рублей, тот понимает, что женщина при виде любимых духов совершенно теряет голову и легко готова отдать за  флакончик будущего четверть или треть своей зарплаты.

Впрочем, не только буржуазные духи расхватывали довольно быстро. Парфюмерные приветы из стран соцлагеря, хоть и не вызывали такого ажиотажа, на прилавках не залеживались. Польские «Пани Валевска» в изящном синем флаконе пользовались заслуженной популярностью и стоили вполне приемлемо. А приторно-сладкие духи «Сигнатюр» производства тогда еще очень дружественной Болгарии нравились не всем, но имели очень доступную цену в пределах 5 рублей.

Вся прибалтийская продукция, неважно что это, одежда, предметы интерьера или парфюмерия, в СССР считалась почти западной. Так оно, пожалуй, и было: качество на высоте, и со стилем у прибалтов всегда складывалось. Парфюмерная фабрика «Дзинтарс» исправно выпускала весьма приличную продукцию, в числе которой была и серия духов. В музейной экспозиции представлены одни из самых популярных духов этой фабрики - «Рижская сирень». У этого аромата в стране была огромная армия поклонниц, которые очень сожалели о том, что после распада СССР стало невозможным купить любимые духи. Уже в 2000-х в Костанае появлялись духи «Дзинтарс», и среди них была «Рижская сирень», правда, уже по-новому оформленная, но сохранившая аромат прибалтийской весны. Впрочем, радость была недолгой, дзинтаровская продукция довольно быстро исчезла из продажи. А в 2019 году фабрика «Дзинтарс» и вовсе закрылась в связи с банкротством. Прибалты, как никто другой в Советском Союзе стремившиеся к светлому капиталистическому будущему, в новых реалиях сохранить фабрику, которая была гордостью Латвии, не смогли. Теперь оставшиеся дома флаконы латвийских духов надо хранить как реликвии, а лучше принести в музей, это ведь тоже свидетельство эпохи.

В трехгранные флаконы с матовыми листьями «Рижскую сирень» разливали до распада СССР / Фото youla.io

В СССР выпускались духи более 700 наименований, от дешевых до дорогущих, в принципе, возможно было что-то подобрать для себя. А вот с остальной парфюмерной продукцией было не так хорошо. И если цвет лица не устраивал его хозяйку, приходилось особенно туго. Тональный крем появился уже в конце 70-х, а до того момента была только пудра. К примеру, как та, что есть в экспозиции «Энциклопедия музейных предметов». Круглая черная коробочка с витиеватой надписью «Вечерняя» стояла на каждом втором дамском столике. У нее, как и у всех советских пудр, был утвержденный гостом незыблемый состав: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел. В качестве небольших добавок присутствовали еще некоторые растительные и минеральные вещества, содержание которых менялось в зависимости от сорта пудры. И вот что интересно: на эту не очень хорошую, неудобную в применении пудру никогда не было аллергии. То ли пудра была такой гипоаллергенной, то ли женщины были крепче… Нельзя сказать, что она хорошо ложилась на кожу, да и носить такую с собой было практически невозможно, но деваться некуда, что имелось, то имелось. Кстати, никаких спонжей тогда и в помине не было, купить пуховку считалось за счастье, поэтому наносили пудру просто кусочком ваты. Ваты было много, помногу раз ее не использовали, часто меняли, может, в этом и секрет отсутствия раздражения и аллергии. А носить с собой немного порошковой пудры можно было, купив специальную пудреницу. Они делались из металла, и некоторые выглядели очень стильно. Только купить пудреницу тоже было непросто. Если у кого-то дома осталась подобная вещица, в музее ее примут с радостью, потому что они мало у кого сохранились.

Пока в фойе областного историко-краеведческого музея экспонируется  «Энциклопедия музейных предметов», поторопитесь увидеть, как жили предыдущие поколения костанайцев. Благо, что музей уже открыт для посещений.