Рубрики газеты
Форум
Маркс
Флуд и оффтопик (часть 4)
Добринцофф: А поставщик по вашему не зависит от рынка сбыта? В конце концов-это ни я к ним прихожу,а их торговые представители идут нескончаемым потоком со своими каталогами. Ну Вы комаров-то...
12.12.19 17:25
abaika95
Осторожно, снюсы! Эксперты предупредили о новом наркотике в Казахстане
Тоже не понял реакцию мамаши на видео,она похоже под чем-то тоже) смысл сыну высказывать и что-то ему вытирать если ему хреново при чем сами наверно ещё недопетрили от чего а если он перед ними в...
12.12.19 17:24
Добринцофф
Флуд и оффтопик (часть 4)
Yorik: Так вот - наши традиционные "магазины у дома" неуклонно "усыхают" как по количеству, так и по объемам продаж. Если про те магазинчики которые расположены на первых...
12.12.19 17:19
abaika95
«Вы сами-то будете на этом колесе кататься?» - вопрос судьи представителям акимата Рудного
Сейчас Сталкер придет порядок наведёт) Расскажет кто где неправ) А вообще действительно,почему нельзя оставить колесо? Если подвести все характеристики под норму,заказать экспертизу,ТБшников,пусть...
12.12.19 17:13
Добринцофф
Флуд и оффтопик (часть 4)
Маркс: Супермаркеты могут себе позволить сменить недобросовестного поставщика, cовсем другое дело с магазинами у дома, которые более зависимы от конкретных поставщиков из-за постоянства...
12.12.19 17:11
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Когда едины в двух-трех лицах...

Владислава Суркова называют очень возможным автором романа «Околоноля»

Rusrep.ru, ruspioner.ru

Зачем писатели говорят с читателями не своим голосом

В середине января писатель Григорий Чхартишвили у себя в блоге официально заявил, что Анатолий Брусникин и Анна Борисова - это он. Два писательских проекта, развивавшиеся параллельно с 2008 года, оказались придуманными Чхартишвили и реализованными им при конспирологическом содействии издательства «АСТ». Причем один из них стал успешным: стартовый роман никому не известного Брусникина разошелся тиражом больше 600 тыс. экземпляров. Зачем нужны литературные мистификации?

Пиар 19-го века

В августе 1909 года в петербургский журнал «Аполлон» приходит письмо, подписанное буквой «Ч», и в нем стихи неизвестной - столь изящные, что лучшие авторы Серебряного века, включая Гумилева и Аннинского, решают немедленно их опубликовать. Таинственная сочинительница периодически звонит в редакцию и сообщает кое-что о себе. Например, что зовут ее Черубина де Габриак, что она испанка, но пишет по-русски, что она красавица и глубоко несчастна. Литературная Россия сходит с ума от восторга.

Пока инкогнито не было раскрыто, преподавательница Петровской женской гимназии Елизавета Дмитриева от своего имени писала едкие критические заметки о стихах Черубины де Габриак и задавалась вопросом, не мистификация ли это, тем самым подогревая интерес к таинственной испанке, фактически создавая «известную поэтессу» из воздуха.

Стихи Дмитриевой нравились Максимилиану Волошину, но когда он привел поэтессу к  одному из издателей «Аполлона», на того они впечатления не произвели. Возможно, из-за того, что ему показалась неказистой сама Елизавета. Мистификацию Волошин и Дмитриева придумали летом 1909 года в Коктебеле. Строго говоря, это была классическая пиар-раскрутка, осуществленная за 90 лет до того, как это понятие вошло в русский язык.

Не Набоков

В 1934 году в Париже выходит книга «Роман с кокаином» некоего Михаила Агеева. Роман понравился большинству известных эмигрантских авторов и критиков. Уже тогда считалось, что это чей-то псевдоним, поскольку никаких других текстов (кроме опубликованного вместе с романом рассказа) за Агеевым не числилось, а автор одной книги, появившийся ниоткуда, - явление крайне подозрительное. В 1980-е годы роман переиздали на Западе, и он имел большой успех. В 90-е он добрался до России. Им зачитывались интеллигентные школьники и студенты, и, возможно, именно он повлиял на Пелевина, когда тот писал «Чапаева и Пустоту».

Долгое время была популярной версия, что Агеев - это Владимир Набоков: факты биографии Набокова и главного героя «Романа с кокаином» совпадали, структурно эта вещь напоминала ранние работы Набокова. Но в 1996 году благодаря усилиям литературоведов Габриэля Суперфина и Марины Сорокиной выяснилось, что автора зовут Марк Леви. В 1997 году нашли и опубликовали письма Леви, в которых он договаривается об издании своей книги.

В чем был смысл мистификации? Биография реального автора «Романа с кокаином» полна белых пятен. Известно, что в 1920-1930-е годы он скитался по Европе, учился в Германии, работал во Франции, возможно, сотрудничал с советской разведкой. После войны жил в Ереване, где и умер в 1973 году. При такой биографии и в той исторической ситуации публикация исповедального романа под псевдонимом кажется разумной предосторожностью: автор придумал «писателя», который волен говорить все, что вздумается.

От славы до самоубийства

В 1974 году писатель Эмиль Ажар публикует свой дебютный роман «Голубчик». Критики принимают его на ура, а затем объявляется и автор, пишущий под этим псевдонимом, - молодой литератор Поль Павлович, племянник знаменитого писателя Ромена Гари. Его второй роман «Вся жизнь впереди» получает Гонкуровскую премию, главную литературную награду Франции. Всего у Ажара выходят четыре романа.

Гари утверждал, что это он открыл в племяннике талант писателя. Тем не менее вплоть до самоубийства Гари в конце 1980 года не было доподлинно неизвестно, кто такой Ажар. За несколько дней до смерти автор закончил эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», которое вышло летом 1981-го, в нем он подробно изложил историю своей мистификации.

К середине 1970-х Ромена Гари, некогда любимца публики и критиков, лауреата Гонкуровской премии, считали исписавшимся и выдохшимся. Создавая псевдоним, Гари хотел доказать и своим критикам, и себе, что это не так. В итоге он стал единственным в истории Франции человеком, дважды получившим Гонкуровскую премию. Но именно слава, доставшаяся не самому писателю, а придуманному им Ажару, стала причиной глубокого душевного кризиса, а затем и самоубийства Гари.

Голубоглазый негр

Начиная с 1996 года, в питерском издательстве «Азбука» стали выходить книги писателя Макса Фрая. Жанр - фэнтези с элементами пародии. Романы постепенно набирали популярность, а к 2001 году Макс Фрай превратился в одного из самых издаваемых российских писателей-фантастов.

Для России такие имя и фамилия нетипичны, значит, это псевдоним, решили все. Издательство отшучивалось, что Макс Фрай - голубоглазый негр. Так продолжалось до осени 2001 года, пока в эфире телепрограммы Дмитрия Диброва ведущий не представил зрителям Светлану Мартынчик в качестве настоящего автора книг Макса Фрая.

Смысл мистификации - в 1990-е на фоне хлынувшего на отечественный рынок потока зарубежной фантастики российские авторы несколько потерялись. В результате начали появляться книги отечественного происхождения, но под иностранными фамилиями. Кстати, на книгах Фрая всегда стояли копирайты самой Мартынчик. Фактически речь идет об издательской, а не писательской мистификации: фигура автора тщательно мифологизируется, а в момент раскрытия псевдонима, если автор к тому моменту еще сохраняет популярность, можно неплохо заработать.

Большая родня

В 1998 году выходит детективный роман «Азазель» о приключениях молодого петербургского сыщика Эраста Фандорина. На обложке значится автор - Борис Акунин. Жанр - «интеллигентный исторический детектив». В начале нулевых книги Акунина становятся бестселлерами. Выдвигались самые разные предположения, в том числе, что автор на самом деле Владимир Жириновский или Татьяна Толстая. Впрочем, уже в 2000 году стало известно, что под этим псевдонимом скрывается переводчик-японист, заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература» Григорий Чхартишвили. Он сам в этом и сознался, дав несколько интервью.

Зачем появился Акунин? Все 1990-е годы написание популярных книг «низкого жанра», то есть детективов и триллеров, считалось занятием, недостойным интеллигентного человека. К тому же, как сам писатель признавался в интервью, фамилию Чхартишвили товароведы книжных магазинов все равно ни за что бы не выговорили.

Осенью 2007 года всю Москву завешивают рекламой романа «Девятный Спас». Автор - никому не известный Анатолий Брусникин. По слухам, в рекламную кампанию издательство «АСТ» вложило до миллиона долларов - колоссальные деньги даже для докризисного книжного рынка. Вряд ли малоизвестный писатель мог бы претендовать на такие инвестиции. К обычным рецензиям в приличных изданиях добавляются подозрительно хвалебные тексты в желтой прессе, а писательница Елена Чудинова утверждает, что сюжет книги украден у нее.

Тем временем в начале 2008 года в издательской группе «Аттикус» выходит роман «Там» еще одного неизвестного автора - Анны Борисовой. Наконец, в январе 2012 года Чхартишвили сам сознается: да, и Брусникин, и Борисова - это он.

Изобретая Борисову и Брусникина, Чхартишвили ставил эксперимент над собой и издательским рынком. Могут ли издатели раскрутить с нуля неизвестного писателя и примет ли этого писателя читатель? Сколько денег для этого нужно? Какие жанры рынок готов принять, а какие нет? Фактически из мистификации получилось целое маркетинговое исследование

«Околоноля»

В 2009 году в приложении к журналу «Русский пионер» вышел роман «Околоноля». В качестве автора заявлен никому не известный Натан Дубовицкий. Герой романа - циник, меняющий профессии: он то издатель, то торговец, то политпиарщик. В романе присутствуют оппозиционеры, выведенные в карикатурном виде, которых умудренный опытом главный герой учит жизни: «Да не власть вы ненавидите, а жизнь. В целом. Не такая она, как вы бы хотели». По мотивам романа Кирилл Серебренников поставил на Малой сцене Художественного театра спектакль «Я убил бабушку».

Предположение, что автор романа - тогдашний замглавы администрации президента Владислав Сурков, появилось почти сразу. Сурков не раз публиковал свои тексты в журнале «Русский пионер», он пишет статьи и рассказы, является автором текстов к нескольким песням группы «Агата Кристи». Основные идеи книги - что власть коррумпирована, но и оппозиция не лучше, а то и хуже - совпадают с идеями самого Суркова, которые он не раз озвучивал. О том, что именно Сурков - автор «Околоноля», в своем интервью говорил Виктор Ерофеев, ссылаясь на личную беседу с чиновником.

Практически во всем мире действующие политики и чиновники не публикуют книги под своими фамилиями. Особенно, если они в этих книгах рассуждают о своей работе. Сурков считается тем роковым серым кардиналом, который закрутил гайки, задушил свободы, превратил выборы в фарс, а телевидение в пропагандистскую машину. Особенно популярна такая картина мира у жителей крупных городов с высшим образованием, у интеллигенции 2000-х. Эта категория граждан считает, что на нее «сурковская пропаганда» не действует; с этим читателем невозможно всерьез говорить от лица Владислава Суркова, автора романа о современной жизни. А вот Дубовицкий может поговорить с ним на его языке и попытаться объяснить, что этот самый читатель с его патологической ненавистью к власти должен быть смешон даже сам себе.

Фото www.rusrep.ru


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 1)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

777
Re: Когда едины в двух-трех лицах...




Отправлено: 09.02.12 - 18:42 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Это говорит только об одном - Чхартишвили, он же Акунин, он же Брусникин, он же баба - параноик.

§ provo07
Re: Когда едины в двух-трех лицах...
provo07


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 169
Регистрация: 11.05.10
Отправлено: 13.02.12 - 11:47 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
интересная статья, спасибо.
а Акунина как автора, люблю. прочитала почти все. и это, на мой взгляд, нормально, когда писатель пробует себя в разных ипостасях. Хочет творить под разными псевдонимами - пожалуйста - лишь бы качество от этого не страдало.
Профайл

Ленка
Re: Когда едины в двух-трех лицах...




Отправлено: 13.02.12 - 12:29
Комментарий удален модератором.




Авторизация

 

Вопрос недели
С 1 января 2020 года в РК увеличат на 25% стипендии студентам колледжей, получающих среднее специальное образование, а также студентам бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Привлечет ли это выпускников школ в местные колледжи и вузы?
Да. Если после обучения они смогут найти работу в Казахстане по специальности.
Да. Такая поддержка избавит молодежь от необходимости работать после школы.
Нет. Молодежь все равно будет уезжать за границу за высоким качеством образования.
Нет. Для этого нужно повысить стипендии в гораздо большем размере.
 
Сейчас на сайте
Гостей: 154
Пользователей: 3
Всего: 157

Вы гость здесь
^ Наверх